Анализ источников позволяет различать технологическую компетентность в узком и широком смысле слова.

В узком смысле, технологическая компетентность означает способность человека понять, присвоить и реализовать инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, и его установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности. Технологическая компетентность специалиста в условиях конкретного вида труда - наличие у него умений и навыков физической деятельности по специальности, работы с техническими средствами деятельности в системах «человек-машина» в условиях данного вида труда, в объёме не менее требуемых стандартами квалификации.

Малькова Е. В., рассматривая конкретную предметную область, дает определение понятию производственно-технологическая компетентность студентов технического вуза в контексте компетентностного подхода. Под ней следует понимать совокупность знаний, умений, опыта и личностных качеств, проявляющихся в готовности выполнять производственно-технологическую деятельность, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности [4].

Кашкин С.Н. в своем диссертационном исследовании утверждает, что «технологическая компетенция» предполагает наличие у будущего специалиста знаний современных существующих перспективных технологий, в производственной сфере и в сфере межличностного общения, опыт их практической реализации на основе технологических знаний, технологических умений (способов деятельности) и личностной значимости (ценности) профессиональной деятельности» [5, с. 64].

Костина Н.Н. считает, что «основной задачей производственно-технологической подготовки является обеспечение производственно-технологической компетентности студентов посредством формирования у них знаний и умений, связанных с технологией производства работ, работой технологического оборудования, его эксплуатацией, ремонтом и наладкой» [3, с. 25].

Мы будем рассматривать понятие «технологическая компетентность» с учетом требований предъявляемых к специалистам инженерно-технологического профиля, например специальностей: «Машиностроение», «Информационные системы и технологии», «Технологические машины и оборудование», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Промышленное и гражданское строительство», «Городское строительство и хозяйство», «Лесное дело и ландшафтное строительство», «Природообустройство и водопользование», «Техносферная безопасность».

Под технологической компетентностью инженера технологического профиля мы понимаем – базовое, интегративное качество личности, которое позволяет современному специалисту знать и рационально использовать в своей профессиональной жизнедеятельности (независимо от ее предметной направленности) основные законы и способы преобразовательной деятельности, соответствующие современным и перспективным условиям общественного развития, проявляющиеся в совокупности компетенций инвариантного и предметно-преобразовательного характера, ценностных отношениях субъектов к своей профессиональной деятельности, обеспечивающих их творческое развитие и функционирование в условиях конкурентной профессиональной среды.

Технологическую компетентность можно представить как совокупность компетенций инвариантных к области деятельности и предметно-преобразовательных компетенций.

Под компетенциями инвариантными к области деятельности будем понимать комплекс универсальных, фундаментальных, обобщенных знаний, умений и навыков, обеспечивающих работоспособность специалиста в технической среде. К ним относятся мировоззренческая, проектная, иновационно-исследовательская, организационно-управленческая компетенции.

Мировоззренческая компетенция включает в себя:

- владение целостной системой научных знаний об окружающем мире и культурой мышления;

- научность суждений и понимание естественнонаучных и социально-экономических основ технической деятельности;

- способность мыслить логически, систематизировать, проводить анализ-синтез информации, устанавливать причинно-следственные связи по схеме «идея - технологический процесс - результат»;

- знание способов и средств преобразовательной деятельности в зависимости от возможных и ограничивающих условий;

- стремление к постоянному саморазвитию, к самосовершенствованию, повышению квалификации, освоение образовательных и информационных технологий;

- способность критически оценивать результаты своего труда, выделяя положительные и отрицательные стороны своей деятельности;

- умение грамотно, культурно, научно излагать свои мысли, результаты профессиональной деятельности.

Проектная компетенция подразумевает:

- разработку и руководство разработкой проектных решений, основанных на исследованиях, в том числе, инновационного, междисциплинарного и специализированного характера с применением современных методов исследования, привлечением знаний различных дисциплин;

- предпроектное обследование объекта проектирования (инжиниринг), сбор и анализ исходных информационных данных для проектирования технологических объектов и процессов;

- техническое проектирование (реинжиниринг)

- построение моделей процессов и систем;

- разработка нормативной технической и проектной документации;

- обоснование проектных решений, их экономической эффективности и экологической безопасности.

Иновационно-исследовательская компетенция включает:

- сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования, осуществление патентного поиска;

- математическое и компьютерное моделирование процессов и объектов;

- проведение экспериментов и исследований по тематике исследований с целью подтверждения или опровержения поставленных гипотез и проверки математических моделей;

- разработку и внедрение эффективных инженерно-технологических решений в практику;

- умение решать нетривиальные задачи с выбором оптимального пути их решения;

- знание основных методов и способов получения, хранения и обработки информации.

Организационно-управленческая компетенция подразумевает:

- умение организовать свой труд в соответствии с социокультурными и технологическими требованиями;

- организацию рабочих мест сотрудников, их техническое оснащение с размещением технологического оборудования;

- составление организационно-технической документации (инструкций, графиков работ, планов, отчетов и т.д.);

- контроль за соблюдением технологической дисциплины при изготовлении изделий;

- анализ и оценка производственных и непроизводственных затрат;

- организация мер безопасности труда и производства;

- организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции;

- подготовка технической документации по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках.

Под предметно-преобразовательными компетенциями будем понимать совокупность специфических знаний, умений и качеств специалиста, направленных на реализацию его профессиональной деятельности с учетом ее предметной направленности.

Расчетно-конструкторская компетенция включает:

- готовность к выполнению расчетно-конструкторской работы по созданию и совершенствованию технологических объектов и процессов;

- способность использовать различные методы расчетов в конструкторской деятельности;

- подготовку расчетно-конструкторской документации, соответствующей нормативным требованиям и стандартам.

Сервисно-эксплуатационная компетенция включает:

- обслуживание, использование, внедрение в эксплуатацию новых технологических объектов и процессов;

- разработка алгоритмов и программ для определения параметров эффективного и безопасного использования технологических объектов и процессов;

- наладка, испытания, регулировка, эксплуатация средств защиты и систем контроля безопасности в техносфере;

- контроль текущего состояния технологических объектов, процессов и используемых средств защиты, принятие решения по замене (регенерации) функциональных узлов технологических объектов и средств защиты;

- принятие защитных мероприятий и ликвидация последствий аварий;

- подготовка и обучение персонала;

- поддержка работоспособности систем в заданных функциональных характеристиках и соответствии критериям качества;

- составление инструкций по эксплуатации технологических объектов и их функциональных узлов.

Монтажно-наладочная компетенция включает:

- монтаж, ремонт, наладка, испытание, сдача в эксплуатацию технологических объектов и процессов с применением профессиональных знаний;

- участие в работах по доработке и освоению новых технологических объектов и процессов;

- монтаж, наладка, регулирование и опытная проверка технологического оборудования – техническое обслуживание.

Наличие данного перечня компетенций у будущего специалиста инженерно-технологического профиля позволит ему успешно осуществлять профессиональную деятельность, быть конкурентно способным на рынке труда, непрерывно развиваться как профессионалу и как личности. Процесс формирования технологической компетентности будет результативным при использовании соответствующих организационно-педагогических условий, педагогических технологий и определении уровней сформированности отдельных структурных компонентов.