КОНТРАСТНАЯ ПОДГОЛОСОЧНАЯ ПОЛИФОНИЯ

 

Встречается в Средней России, на Юге, в Поволжье, на Урале, в Сибири. Отмечено две разновидности:

а). ДВУХГОЛОСИЕ, где нижний голос – основа, а верхний – вспомогательный ( его еще называют орнаментальный подголосок);

 

б). ТРЕХГОЛОСИЕ, где запевает средний голос (альт или баритон),

верхний – подголосок, нижний в квинтовом соотношении с верхним является устойчивым басом. Если голоса разделяются, то периодически образуются трех-, четырехголосные, иногда пятиголосные созвучия (но разделяются именно три ОСНОВНЫХ голоса, когда много поющих). Народные певцы говорят: « Верхние «подголашивают», нижние « басуют». Большое значение в таком пении приобретает гармоническая вертикаль, где часто звучит скрытый параллелизм трезвучий.

 

ЛЕНТОЧНОЕ» МНОГОГОЛОСИЕ

( или по определению Т. Бершадской – « СКЛАД СО ВТОРОЙ»).

 

а). « Склад со второй» предполагает двухголосную основу, где голоса движутся ПАРАЛЛЕЛЬНО ( в терцию, иногда в кварту, квинту), иногда сливаясь В УНИСОН. Основной голос – нижний.

Характерен: для Урала, Сибири, Среднего Поволжья, Приуралья, Средней России.

 

б). «Двухрегистровое ленточное многоголосие».

Это тот же « склад со второй», но с удвоением в октаву ( выше или ниже) звучания основных голосов. Встречается на Севере, в Подмосковье, в Поволжье, в Предуралье.

 

5. ИМИТАЦИОННАЯ ПОЛИФОНИЯ. Существует в двух разновидностях.

 

а). « КАНОН» (или двухорное пение) – пение, например, свадебных, календарных песен двумя группами: одна начинает, другая наступает.

 

б). Народная « АЛЕАТОРИКА».

Это сочетание песни (как фона) с наложенным на нее речитативом (свадебное пение с плачем). В результате образуются признаки полиритмии и полиметрии. Встречается в свадьбах: Северной, Сибирской, Средней России.