Гомосексуальность

Гомосексуальность с позиций человековедения может быть рассмотрена как персистирующая форма подростковой жизни. Гомосексуальная эротика и стремление возникает в пубертате в виде преходящей склонности практически у всех юношей и девушек, до момента четкой половой ориентация в смысле гетеро– или гомосексуальности. Лишь после окончания этой переходной фазы можно говорить о том, что гомосексуальная склонность закрепилась. После этого для этих людей она является «состоянием нормы». При этом в духовном и этическом смысле это могут быть совершенно высокие и даже великие люди. С точки зрения диагностики развития, я бы все же сказала, что конституционально они все же не являются полностью зрелыми людьми и на протяжении всей жизни частично остаются подростками. Это подтверждается также и тем, что сексуальная ориентация человека с течением жизни может изменяться. В этом случае это обусловлено латентно сохранившейся амбивалентностью подросткового возраста. Существуют не только ситуации, когда гомосексуальный человек позже вступает в гетеросексуальные отношения и может создать семью, но и обратные ситуации: после 10 или 15 лет супружества с одним или многими детьми происходит развод, и один из партнеров позже строит отношения с человеком того же пола, или же подобные отношения и явились одной из причин развода. Поэтому гомосексуальность может рассматриваться как персистирующая подростковая форма жизни.

Существует ли предопределенность, судьба в гомосексуальности?

Да. Существует множество причин, объясняющих, почему собственный пол является сексуально привлекательным, а противоположный оставляет «холодным». Также судьба может обуславливать глубокое отрицание мужского или женского пола. Если женщина по политическим или другим недобровольным причинам все время вынуждена отдаваться мужчинам, она может переживать это как унижение и лишение достоинства до такой степени, что у нее развивается глубокое отрицание своего женского начала. Подобным же образом если мужчина в прошлой жизни из-за своей неспособности обращаться со своей сексуальностью социально приемлемым образом причинил настолько большой вред женщине или женщинам, то у него это (возможно уже после смерти) может вызвать глубочайшую антипатию к мужскому полу. Поскольку (согласно мнению Рудольфа Штайнера) как правило человек попеременно воплощается то в мужской, то в женской оболочке, я могу легко себе представить, что в подобных случаях при следующей инкарнации будут изыскиваться наследственные или социальные предпосылки, которые поставят перед данным человеком вопрос о гомосексуальности. Также можно задаться вопросом о вынужденном сексуальном воздержании (например, в монастыре), и вообще об односторонних в сексуальном отношении формах жизни. К телесному притяжению, обусловленному полом, добавляется часто наиболее весомые личные компоненты, связанные с тем, что человек или люди, которых человек любит особенно сильно, воплощаются в мужском или женском теле. Важно найти человека, судьба которого связана с вашей и самостоятельно или вместе решить вопросы, обусловленные кармически.

Как можно помочь детям и взрослым, которые замечают, что их ребенок имеет гомосексуальную предрасположенность?

Этот комплекс вопросов слишком сложен, чтобы осмысленным образом кратко его осветить. Все полностью зависит от того, насколько велик интерес к личности ребенка, к человеку в ребенке или подростке. Беспомощность в отношении факта гомосексуальной склонности связана с тем, что человек (пока) не способен воспринимать данности судьбы и идентификация с телом или половой склонностью еще не завершена. Если мысль о нормальности «правильной женщины» или «правильного мужчины» является более существенной, чем вопрос о вечной индивидуальности, которая именно в данном теле и с этой половой склонностью будет ощущать себя и научится чему-то новому, тогда возникают глубокие проблемы с идентичностью, которые невозможно разрешить без профессиональной помощи. Поэтому мы настоятельно рекомендуем прибегать к этой помощи. Если учитель не интересуется в первую очередь ребенком и его вечной индивидуальностью, которая приобретает самый разный опыт в самых разных жизненных ситуациях, тогда он и не сможет помочь.

Какой смысл в том, чтобы прожить жизнь гомосексуалиста и прожить биографию «инобытия» по сравнению с другими?

Этот вопрос обладает разной степенью значимости в судьбе разных людей. Насколько различны способы взаимодействия с собственной сексуальностью, настолько же невозможным является сравнение кармических задач разных людей. Поскольку в вопросе прозвучало слово «инобытие», это означает сравнение гомосексуального с гетеросексуальным. Ведь гомосексуальный человек (мужчина или женщина) является иным, чем большинство. Что означает осознание того, что человек принадлежит к меньшинству? Ощущение невключенности в большое сообщество, желание бороться за признание своей формы жизни? Положительный аспект подобной кармической ситуации заключается в том, что благодаря ей укрепляется осознание собственной личности, ее понимание и защита. Насколько легко по сравнению с этим быть «нормальным» и включенным в общий поток современников. Напротив, принадлежность к меньшинству всегда означает, что человек выделяется, сталкивается с проблемами, вынужден оправдываться, декларировать что-то, и (для того, чтобы быть принятым) как правило должен делать больше, чем другие. Также требуется мужество и действительная любовь для того, чтобы сохранять любовные отношения, которые не признаются обществом или же порицаются им. Поэтому меня особенно радует, когда я получаю от гомосексуальной пары извещение об их свадьбе, поскольку я знаю, что этому решению «показаться на публике» часто предшествуют годы внутренних борений и страхов.

В какой ситуации находится молодой человек, обнаруживший у себя склонность к тому же полу?

Если это происходит в наполненной пониманием педагогической среде, тогда это не должно чем-то отличаться от ситуации, когда в подростке впервые развивается сильное влечение к другому полу. Это всегда очень глубокое, иногда даже похожее на шок, переживание для подростков.

С кем может поделиться юноша или девушка, когда социальное окружение выказывает резкое порицание гомосексуальности, как это часто случается с матерями и отцами, а также учителями и учительницами?

Это важный вопрос. Хотелось бы, чтобы например, школьные врачи и терапевты вальдорфских школ могли быть подобными людьми, или же тот или иной учитель. И все же я должна подчеркнуть, что это связано с сексуальностью в целом. И гетеросексуальные подростки сталкиваются с вопросами сексуальности, которые часто не получается обсуждать дома, и поэтому огромную ценность будет иметь то, если человек в этом отношении доверяет школе. При этом важно заметить, что есть множество подростков, не важно – гетеро– или гомосексуальных, которые четко чувствуют, что они хотят самостоятельно нести полную ответственность за взаимодействие с собственной сексуальностью, и которые благодаря самой жизни, или же читая соответствующую литературу получают необходимую информацию, а не в разговоре с доверенным лицом. В любом случае при обучении учителей следует обсуждать тему, насколько потенциально и реально гомосексуальные дети и подростки могут пережить понимание и принятие в школе. То, как в школе между делом или же в спокойном фактическом ключе затрагивается эта тема, часто имеет жизненно важное значение. Но часто даже краткого комментария о том, что данный значимый для культуры или истории человек был гомосексуальным (а не замалчивание этого факта), оказывает благотворное и успокаивающее воздействие на тех немногих учеников класса, которые столкнулись с этой проблемой. Услышав подобный комментарий, данный ученик может набраться смелости, чтобы подойти к учителю с соответствующим вопросом. То, каким образом затрагиваются вопросы этого плана, влияет на чувства и состояние данного ученика: он начинает чувствовать пренебрежение, осуждение или же чувствует себя понятым и даже признанным. И этот тихий диалог в моем понимании гораздо более важен, чем громкие разговоры «обо всем об этом».

Как мы в школе можем облегчить принятие таким подростком самого себя и принятие его окружением? Когда во время урока можно обсудить вопросы гомосексуальности и другие вопросы сексуальности? Как выбрать подходящее время?

Подходящее время всегда наступает тогда, когда ученики начинают задавать определенные вопросы. Только тогда имеет смысл затрагивать эту тематику, даже если она совершенно не связана с актуальным материалом урока. Сексуальность является настолько общечеловеческой и охватывает биологическую, душевную и духовную сферу, и поэтому сложно ограничить ее рамками какого-то отдельного предмета. В целом то, как учитель преподает, должно действовать на учеников просветительским образом. То, как учитель комментирует процессы жизни, как он представляет тот или иной вопрос, как он обращается с мужчинами и женщинами, с учениками и ученицами – все это в лучшем смысле слова просветляет и пробуждает доверие и создает основу для обсуждения деликатных (по большей части в индивидуальном порядке) вопросов.

Что вы скажете по поводу гомосексуальных учителей и учительниц? Представляют ли они опасность для своих учеников?

По моему мнению, несовместимой с профессией учителя является педофилия, а не гомосексуальность. Здесь говорится о том, что мы уже затрагивали в нашей беседе. Взаимодействие с сексуальностью (не важно, в какой ее форме) должно осуществляться каждым человеком индивидуально. Если это не удается и при этом возникают извращения или же злоупотребления, вредящие партнеру или детям, тогда необходимо принять социальные или терапевтические меры. Если же развитие протекает здоровым образом, тргда взрослый человек способен контролировать свои сексуальные стремления и жить в выбранным им самим партнерских отношениях. И как гомосексуальность не связана с использованием детей и совращением малолетних, так и гетеросексуальность не является морально безупречным и социально образцовым поведением. Граница критического суждения пролегает там, где человек теряет контроль над своими собственными действиями, а партнер чувствует себя несвободным или ребенок совращается или подвергается насилию. И конечно же, именно в школьной профессии все время возникает ситуация, когда ученики влюбляются в учителя (вне зависимости от его сексуальной ориентации), и перед учителем возникает задача правильным образом ответить на эту восторженную юношескую любовь – и эта проблема выходит за рамки гетеро– и гомосексуальности. То, что притягивает людей друг к другу (любовь или ненависть) всегда глубоко связано с судьбою данных людей и требует в данной земной жизни дальнейшей работы, целительного прояснения и отказа от эгоистических желаний, для того, чтобы в меру своих сил помочь другому идти по его пути.

Нет ли специфической антропософской модели объяснения возникновения гомосексуальности? Связано ли это как-то с так называемым мужским или женским эфирным телом?

Сперва о понятии мужского и женского эфирного тела:

Новая педагогически–медицинская парадигма, которую Рудольф Штайнер в связи с этим ввел в исследование развития, является парадигмой двойной природы эфирного организма, т.е. идентичности «жизни» и «мышления», неосознанной телесной жизни и осознанной мыслительной жизни, которые дифференцируются друг от друга в процессе развития ребенка. Поэтому жизнедеятельность и мыслительная деятельность являются полностью тождественными. Вся динамика мыслей и их функциональность отражается в динамике и функциональности жизненных функций организма. Особенно впечатляюще Рудольф Штайнер разработал вопрос созревания зубной эмали в связи с первым прорезыванием остающихся зубов. Силы роста, которые приводят эмаль к созреванию, после этого полностью выходят из готового органа, вследствие чего зубы на протяжении всей жизни больше не могут регенерировать, и (в случае повреждений) приводят человека к зубному врачу. Учитель, однако, параллельно этому процессу созревания эмали может наблюдать драматические изменения в душевной жизни детей: там, где до этого была детская ритмически–сангвиническая память, теперь возникает абстрактная способность замечать и вспоминать, так сказать духовный «прикус». Это хорошо можно наблюдать в первом классе, где есть дети, которые, услышав название истории, которую собирается рассказывать учитель, сидят с горящими глазами, поскольку они радуются возможности «повторить» эту любимую историю, и есть дети, тоже знающие эту историю, которые выказывают скуку и апатию, говоря: «У, да мы уже знаем ее!». Разница между эфирной силой мышления, которая связана с созреванием эмали, и силами и функциональными возможностями других органов состоит только в том, что в отношении других органов (если они остаются здоровыми) достаточная эфирная активность должна оставаться всегда «инкарнированной» в них, для того, чтобы регенерировать и поддерживать жизнь в соответствующих органах. Но силы, обуславливающие рост, после завершения роста могут метаморфозироваться в мыслительную деятельность также как и силы, которые происходят из регенеративной деятельности стареющего организма, и которые (чем старше становится организм), тем меньше занимаются в теле регенеративной жизнедеятельностью.

Эта чрезвычайно полезная новая парадигма в медицине и педагогике является центральной в том числе и для изучения так называемого мужского или женского эфирного тела. Факт эмбриологии заключается в том, что до 7 недели беременности мужской и женский эмбрион закладывается бисексуально, т.е. образуют зачатки обоих полов, вне зависимости от хромосомного пола. Лишь после этого момента один из полов развивается обратно и начинается созревание типично мужского или женского организма. У мужчины остаются лишь крошечные рудименты женской репродуктивной системы, а у женщины рудименты мужской. Но эти остающиеся рудименты показывают, что полный эфирный заряд, который мог быть израсходован на образование противоположного пола, хотя и остался физически незадействованным, все же остается эфирно включенным в организм и в принципе способен проявиться функционально. Соответственно для человека, видящего ауру людей, в ауре женщины свободным от тела образом действуют мужские эфирные силы, а в ауре мужчины – женские. Поэтому мужчина и женщина отличаются не только в физическом отношении, но и в душевно–духовном:

Обусловленная метаморфозой сил роста в силы мышления образуется мужская или женская система половых органов. Но в мышлении действует функциональная динамика противоположного пола. Это означает, что и мужчина и женщина эфирно «целостно человеческие». Им доступны эфирные силы собственного пола на физическом уровне и эфирные силы противоположного пола на духовном уровне. Поэтому в функциональной динамике мужского мышления царит (являясь аналогом физических половых органов) способность к регулярному спокойному созреванию мыслей. С этим связана сильная склонность к системности, к духовному росту, способность оставить мысль в покое, и прежде всего дар вынашивать мысли, а не извергать «фонтан идей». Совершенно противоположное мы наблюдаем у женщин: ее мыслительная жизнь более подвижна, спонтанна, реактивна, «брызжущая» и менее стабильная. Пример из обычной жизни: Как правило, женщина чрезвычайно редко пишет список того, что нужно купить, перед тем, как выйти из дому, в то время как мужчинам он часто необходим. Соответственно, купив предписанное, мужчины довольно быстро возвращаются, в то время как женщины «зная, что они хотят», часто увлекаются самим процессом покупок и иногда приходят домой, не купив то, что побудило их пойти в магазин...

Как подобное рассмотрение может помочь понять явление гомосексуальности? Во-первых, более ясно можно понять, почему именно в подростковом возрасте большинство подростков переживают фазу гомо–эротического притяжения. Ведь эфирное тело является местом эротического влечения, а астральное тело делает это притяжение осознаваемым и благодаря переживанию страсти поддерживает стремления и жажды, которые в свою очередь усиливают эротическое влечение. Поскольку конституциональная выраженность еще не созрела и не закрепилась, женская конституция эротически более чувствительна к мужской силе притяжения в духовно–эфирной сфере другой женщины и наоборот мужская конституция в отношении женской духовной эфирной силе мужчины. Поэтому конституция гомосексуальных людей (если понимать гомосексуальность как персистирующую подростковую фазу развития) на протяжении всей их жизни остается в не совсем полностью инкарнированном состоянии, возникает гомо–эротическое влечение между обоими полами. Оно может дополнительно усиливаться физиологическими и кармическими параметрами, что рано или поздно приводит к «неожиданным заявлениям о себе», т.е. к осознанно принятой и проживаемой гомосексуальности.