Компьютерные игры тоже не безобидны

Если посмотреть на играющего за компьютером ребенка, станет ясно, что угнетение телесного развития происходит в той же мере, что и перед экраном телевизора. Разница состоит в том, что в руке у него не пульт управления, а мышь. Минимальные движения лучезапястного сустава и указательного пальца превращаются в виртуальные движения всего тела (игра в футбол, борьба, бег...).

Если десятилетняя девочка в компьютерной игре додумывается пощекотать дракона в пустыне, авторы восхваляют это как «творческую идею». Содержание большинства компьютерных игр – футбол, война, «научная фантастика», погоня за преступником, автогонки и т.п. Общим для всех этих игр является то, что встреча человека с миром сводится к действию и противодействию, а действия – в том числе и так называемое творчество – возможны только в рамках схемы, границы которой заданы компьютером. Какие положительные результаты достигаются при этом? Без сомнения, стимулируется бдительность и готовность к реакции, но на каком материале? Разумно ли тренировать эти способности, отражая, к примеру, нападение инопланетян на нашу планету или гоняясь за преступниками? Ребенок или подросток входят в иллюзорный, искаженный мир, который очень мало согласуется с действительным окружающим миром. Провоцируется зазнайство, радость манипулирования, цинизм и удовольствие от самоувеселения. Интеллектуальные реакции мобилизуются односторонне, притом в тесной связи с визуальными явлениями. Исполненная фантазии, творческая — поскольку еще не фиксированная предметно и не закрепленная в образах, — восходящая чисто изнутри интеллектуальность не стимулируется, а, напротив, подавляется. Она не может раскрыться в сфере приятного отдаления от объекта, в ироническо–трюковом окружении или среди завораживающей жестокости или напряженных состязаний. Ей требуются минуты тишины, вслушивания, внутреннего движения впечатлений.