Детские музеи
Родиной детских музеев является Англия. В 1872 г. принцем Уэльским в Лондоне был открыт Музей детства2. Являясь частью Южно-Кенсингтонского музея, он специализировался на собирании разного рода раритетов, но в особой степени — на коллекциях костюмов, игрушек и игр разных стран. При всей своей популярности у посетителей музей начал специализироваться на работе с детьми и учителями лишь с 1920-х годов. Нынешние его программы ориентированы на погружение в различные исторические эпохи (от XVII до XX в.), а также на происходящие в музее Виктории и Альберта события.
По сравнению с программами детских музеев США, которые ставят своей целью развитие, обучение ребенка и подготовку его к жизни в обществе посредством музейной коллекции, они носят ограниченный характер. Может быть, поэтому родиной детских музеев многие специалисты считают США, где в период с 1899 по 1925 г. появилась целая группа музеев, которые в своей деятельности опирались на педагогические концепции3.
1 См.: Школьный музей на рубеже веков: Метод, рекомендации. М.: ДЮЦТТ
«Медведково», 2001.
2 Сегодня он имеет название «Национальный музей детства Великобритании».
3 Помимо Бруклинского, в названный период были открыты: Детская комната
Смитсоновского института в Вашингтоне (1901), Детские музеи в Бостоне (1913), Дет
ройте (1917), Индианаполисе (1925).
Первый из них — Бруклинский детский музей (Нью-Йорк) —| был создан по инициативе учителя естественной истории А. Галупп. Согласно ее концепции, музей должен стать средой, где дети не] только имеют возможность видеть разнообразные экспонаты, но и] ощущают себя свободными участниками интересных и разнообраз-ных событий, приключений, действий1. Основой музейной коллек-ции послужили здесь экспонаты, подаренные в 1899 г. Бруклин-ским музеем искусства и естествознания, дополненные разнообраз-ными моделями.
Детский музей в Бостоне, основанный группой университетских преподавателей и школьных учителей, по примеру Бруклинского ак-тивно использовавший на занятиях в школе коллекции местного му-зея естественной истории, впервые в музейной практике организовал специальные обучающие программы для слепых и глухих детей.
В отличие от двух названных музеев, Детская комната Смитсо-новского института стала прообразом школьных (детских) отделов при музеях. В ее экспозиции было немало «живых экспона-тов» — рыб, птиц, животных, что отвечало концепции этого ориги-нального музея, выраженного и во встречавшем детей у входа на экспозицию лозунге: «Знания начинаются с удивления и открытия».
В начале XX в. детские музеи появились в таких крупных гopo-дах США, как Бостон, Детройт, Индианаполис и т. д. Все они были продуктом частной педагогической инициативы, ориентированной на образовательные запросы общества.
Детские музеи США стали стимулом для разработки концепции отечественного Детского музея. Русский исследователь А. У. Зе-ленко, побывав в 1903—1904 гг. в Северной Америке, написал книгу об опыте ее детских музеев. В них он видел «новое создание культуры человечества»2.
Свою концепцию детского музея Зеленко основывал на чувственном восприятии мира ребенком, откуда берет начало его идея «музея-дворца», который предполагалось устроить так, чтобы включить в процесс восприятия экспозиции музея весь комплекс ощущений ребенка. Не случайно в проекте этого довольно утопического по своему замыслу педагогического учреждения предполагалось создание отделов «вкусных вещей», «смешных вещей», «ощупай и угадай», «света и тьмы», «любопытных запахов», а также «замечательных людей», «общественных интересов и современной жизни» и т. д. Завершить музей предполагалось «отделом красо-
1 См.: Макарова Н.Г. Детские музеи Америки: история и современность. М, 1997.
2 Зеленко А.У. Детские музеи Северной Америки. М., 1926.
54
ты». Зеленко считал необходимым с помощью костюмов разных эпох создать в музее атмосферу погружения в прошлое. В силу разных причин реализовать этот обогнавший свое время проект не удалось, но сама попытка создания описанного музейно-педагогического учреждения была очень показательна для 1920-х годов.
В Москве в 1920 г. был открыт Музей игрушки. Его автором был Н. Д. Бартрам — художник-игрушечник, который всю жизнь создавал игрушки и занимался их исследованием. Экспозиция музея, состоявшая из четырех залов, раскрывала эволюцию игры и игрушки в жизни ребенка. В первом зале, который назывался «Радость ребенка», были представлены игрушки традиционных народных промыслов. Во втором — «Зеркало жизни» — игрушки, в которых нашли отражение быт и история того или иного народа. Третий зал представлял собой кукольный театр. В четвертом прослеживался путь от игры к знанию и от игрушки к книге. Примечательно, что стены этого музея украшали детские портреты первой половины XIX в.
Здесь же была и специальная мастерская, где дети играли под наблюдением взрослых. Там придумывались новые игры и параллельно шли исследования игровой деятельности ребенка. Частью жизни музея стали представления кукольных театров Москвы.
Десятью годами позже в Москве педагогом и музейным деятелем Я. П. Мексиным был основан Музей детской книги. Его целью было познакомить детей 8—16-ти лет с историей, содержанием, оформлением и жизнью книги. Возникнув на базе выставки детской книги, музей представлял собой полифункциональное пространство, включавшее динамичную экспозицию, игровую зону, библиотеку, театр и мастерскую. Экспозиция его была устроена таким образом, что позволяла детям участвовать в организации отдельных ее частей. Те, кто желал более детально познакомиться с книгой, занимались в литературном, газетно-редакционном, модельно-техни-ческом и иных профильных для книги и издательского дела кружках. При музее работал теневой театр1.
Отметим еще один детский музей, отличный от предыдущих. Он был открыт в 1920 г. в Харькове на базе Первой художественной выставки известным ученым, искусствоведом и музейным деятелем Ф. И. Шмитом и соседствовал с другими музеями и художественно-исторической библиотекой. Ф. Шмит воплотил здесь свое видение детского музея как образовательного пространства и места
1 Все названные детские музеи были закрыты в 1930-е годы. В целом этот вид музея еще не получил в нашей стране должного развития.
проявления творческой активности ребенка, мастерской и центра по изучению психологии детского творчества одновременно. Музей был открыт для всех, кто хотел заниматься изобразительным искус-ством, независимо от уровня художественной одаренности и подго-товки. Все созданные в процессе занятий рисунки экспонировались в музее1.
Все рассмотренные в этой главе «образовательные» музеи лялись прежде всего своеобразными центрами альтернативного об-разования. Они давали возможность широкого педагогического эксперимента и воплощения в жизнь новых психолого-педагогиче-ских концепций и методик наглядного обучения. Став лабораторией поиска наиболее эффективных способов осуществления педагоги-ческих функций образования, воспитания, развития и научения, они органично включились в единое пространство музейно-образова-тельной деятельности. Правда, что касается специфических вопро-сов художественного воспитания и образования, то они не входили в сферу интересов этих музеев (за исключением музея, созданного Ф. Шмитом).
Дальнейшее развитие идеи Детского музея было связано с дея-тельностью Международного совета музеев (ICOM)2. В 1947 г. при ИКОМе была создана специальная группа по детским музеям, ко-торая стремилась наладить сотрудничество и обмен идеями между специалистами разных стран, занимающимися просветительско-об-| разовательной деятельностью. На основе материалов, представлен-ных в Генеральный совет ИКОМ американской стороной, была подготовлена резолюция о необходимости организации работы с| детьми во всех музеях мира. Под детским здесь понимался музей, в котором все предназначено для ребенка и для самореализации] его личности. Это ознаменовало новую эру в просветительско-об-| разовательной работе музеев.
В детских музеях международное сообщество видело наиболее эффективный инструмент реализации воспитательно-образователь-|
1 См.:ШмитФ.И. Почему и зачем рисуют дети: Педологический и педагогический!
очерк. М., 1925.
2 ICOM был создан в 1946 г. как международная неправительственная организа-
ция, объединяющая музейных работников. Сегодня национальные комитеты ICOM
есть в 135-ти странах мира. В состав ICOM входят 27 международных комитетов и 7 ре-
гиональных организаций, занимающихся проблемами музейного дела.
О деятельности ICOM см.: Коссова ИМ. Международный совет музеев (ICOM) и его роль в укреплении взаимодействия музея и общества//Музей и общество. Пробле-мы взаимодействия: Сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма МКРФ.М.,2001.С. 6—21.
ных задач. И так как в Европе тех лет таких музеев еще не было, изучался опыт американских детских музеев, функции и задачи которых уже получили к этому времени теоретическое обоснование.
Особое значение для дальнейшего развития работы музея с детьми и судьбы детских музеев в целом имела конференция в Бруклине (Нью-Йорк, 1952), собравшая представителей 40 государств Европы и Америки. На ней обсуждались проблемы Детского музея, который был охарактеризован как жизнеспособный и быстрорастущий социальный институт, разрабатывающий и реализующий досуговые формы образования (Ч. Рассел). Большое внимание было уделено и существующим в разных странах мира моделям му-зейно-школьных связей.
Следует заметить, однако, что американская концепция Детского музея как самостоятельного социального института и «краеугольного камня» в основании «пирамиды знаний» ребенка о реальном мире не получила поддержки у представителей европейских стран, где он считался составной частью активно ведущего просветительно-образовательную деятельность «взрослого» музея. По мнению европейских участников конференции, цель Детского музея — помочь юным зрителям адаптироваться во «взрослом» музее. Свою позицию европейские специалисты (Ж. Кар и др.) строили на специфической «европейской» концепции ребенка, в рамках которой он рассматривается как формирующаяся личность с постоянно изменяющимися потребностями и непрерывно возрастающим объемом знаний. Поэтому Ж. Кар считал, что следует предоставить ребенку возможность постепенно адаптироваться в условиях «взрослого» музея, так как это должно способствовать постепенному развитию его знаний в области науки, искусства и истории, что раскроет перед ним огромный потенциал музейных коллекций.
Европейцы утверждали также, что в музейной среде только через общение с взрослым (родители, учитель, музейный сотрудник) ребенок учится воспринимать экспонируемые предметы в их «подлинном значении». Тем самым подчеркивалась роль в этом процессе музейного педагога, который призван развивать просветитель-ско-образовательное направление деятельности музеев на основе дидактической интерпретации экспозиции.
Новая волна интереса к детским музеям в России относится уже к концу 1980—90-м годам, когда в условиях трансформации системы культурно-просветительских учреждений и реформы образования они стали рассматриваться как одно из средств реализации социальных запросов общества и расширения возможностей педагогического воздействия музея на школьную аудиторию.
Общественно-политические перемены конца XX в. привели, с одной стороны, к активизации образовательной деятельности музея в целом и появлению в его структуре музейно-педагогических служб, а с другой — к появлению в системе традиционных институтов культуры и образования новых структур. Примером такого учреждения стал Детский музей в г. Ноябрьске Тюменской области. В его основу лег американский опыт, утверждавший приоритет образовательной деятельности, очень актуальный в условиях сибирской глубинки. Перенося его на отечественную почву, разработчики его концепции смело выступили за необходимость «преодолеть со-противление традиционно консервативной музейной среды», за ос-вобождение коллектива от «необходимости прямо следовать известным образцам деятельности городских, краеведческих, художе-ственных и иных музеев», за «адресацию основных программ к дет-! ской аудитории, не имеющей опыта общения с другими музеями и потому выражающей свои музейные потребности в непосредственной, свободной от ложных стереотипов, активной форме»1.
Однако в связи с тем, что учреждения подобного плана осуще-ствляют свою деятельность за пределами профессиональной музей-ной среды и на основе предметов немузейного характера, возникает естественное сомнение по поводу того, можно ли применять к ним; название «музей».
Авторы концепции такого музея, отстаивая свои взгляды, свидетельствуют: «В основу феномена детский музей заложено немало своеобразных "мин", подрывающих представление о нем как о музее. Прежде всего это признание возможности (но отнюдь не необходимости!) опираться не на подлинник, а на любой предмет, коль скоро он служит образованию, то есть развитию личности. Следствием этого явления ... второстепенное значение (вплоть до полного] отсутствия) функций хранения и научного исследования коллекции. Их может просто не быть в этом своеобразном музее, фонды кото- рого формируются не столько по традиционным законам и прави-лам коллекционирования, сколько с целью решения образователь- ных задач с ориентацией на детскую и семейную аудиторию».2 Нет ли в этой редукции изначальных принципов Детского музея стремления к созданию некоего противоречивого по своей сути, но педагогического по задачам гибрида, в котором не будет места таким]
1 См.: Детский музей города Ноябрьска. Концепция развития. Ноябрьск; Москва,
1997.
2 Юхневич М.Ю. Детский музей за кремлевской стеной // Кремль — детям.
Вып. 1: Материалы всероссийского фестиваля (Москва, 23—28 октября 2001 г.). М.,
2002. С. 9.
традиционным понятиям, как «музейный памятник», «музейная культура», «музейно-педагогический процесс»? Очевидно, этот вопрос лежит в русле проблем развития гуманитарного знания и практики расширительного толкования ряда привычных понятий, изменяющей сферу их употребления.
Обратимся к другим примерам. С 1996 г. в Москве существует автономная некоммерческая организация «Детский открытый музей» (ДОМ). Его открытость есть не что иное, как готовность к освоению и популяризации новых технологий образования, которые разрабатываются в виде проектов, имеющих социально-адаптационную направленность («Мы строим ДОМ» (1994), «Я и другой» (1996), «Руки» (2000)). В связи с отсутствием у ДОМа своей территории, эти проекты реализуются на площадках разных музеев и организаций.
Говоря о детском музее в среде взрослого музея как о специально спроектированной интерактивной среде, в пространстве которой решаются определенные профилем музея педагогические задачи, назовем Детский исторический музей (ДИМ) в составе Государственного музея политической истории России (Санкт-Петербург). Всей своей весьма плодотворной деятельностью он ориентирован на использование музейных подлинников, разного рода моделей, копий и специально созданных экспозиций. Данное обстоятельство оказало позитивное влияние на жизнь Музея политической истории России в целом, насытив традиционные формы его работы с посетителями новым содержанием.
В свою очередь, создавая специальные интерактивные зоны, художественные музеи включают в качестве одного из направлений своей профессиональной социокультурной деятельности участие ребенка в материально-художественном процессе, что дает ему возможность творческого развития. Большую помощь в этом оказывают фонды детского творчества и дидактических материалов. Музее-фикация этих фондов и придание им учебно-методического статуса являются шагом к созданию специфической педагогически-ориентированной музейной среды, свидетельствующей не только об осознании детского творчества как пласта культурного наследия, но и о новом отношении музея к ребенку.
На основе анализа отечественного и зарубежного опыта, рассмотренного выше, дадим обобщение суждений о специфике деятельности детского музея в пространстве музея взрослого, которая раскрывается в содержании решаемых им педагогических задач, принципах функционирования и формах работы.
Специфика детского музея определяется:
— профильной направленностью коллекций взрослого музея;
— особенностями среды конкретного музея и степенью ее
включенности в городское социокультурное пространство;
— уровнем взаимодействия детского музея с основными музей-
ными службами;
— уровнем взаимодействия с образовательными учреждениями
города и региона;
— обеспечением музея профессиональными кадрами.
В условиях художественного музея, роль которого особенно Лика в эстетическом развитии и художественном воспитании ребен-ка, эта специфика дополняется:
— мерою включения музея в современный художественный
процесс;
— условиями и возможностями развития творческого потен-
циала ребенка на основе диалога с произведением искусства и ма-
териально-художественной деятельности;
— взаимодействием детского творчества и «взрослого» искус-
ства.
Педагогические задачи детского музея заключаются в:
— развитии и формировании визуальной грамотности и мышле-
ния;
— постижении языка музейного памятника;
— освоении — через игру, иные педагогические приемы и фор-
мы, а также современные видеокомпьютерные технологии — спе-
цифики изобразительного искусства во всей глубине и многомерно-
сти его содержания;
— полихудожественном развитии ребенка через различные
формы студийно-кружковой работы;
— развитии межличностной коммуникации на основе профиль-]
ного музею материала и музейной среды.
Принципы функционирования детского музея:
— наглядность;
— интерактивность и полифункциональность музейного про
странства;
— психологическая комфортность и безопасность деятельности
в этом пространстве;
— обеспечение необходимых условий для занятий детей мате
риально-художественной деятельностью;
— презентация результатов такой деятельности;
— исследование этих результатов.
Формы работы детского музея:
— студии и кружки;
— выставки;
— фестивали, конкурсы и праздники;
— издание информационных, научных и методических материа
лов;
— фонд детского творчества и художественно-педагогический
архив.
В завершение разговора по данной теме вновь обратим внимание на следующее:
1. Образовательная деятельность музея отражает происходящие
в обществе социально-политические и экономические процессы.
2. Развитие образовательной деятельности музея инициируется
реформами в области образования.
3. Идеи наглядного обучения обусловили рождение школьных,
педагогических и детских музеев.
4. Развитие образовательной деятельности естественнонаучных
музеев определяется ориентацией на формирование у посетителя
комплекса знаний в профильной им научной сфере или навыков в
практической деятельности.
5. Развитие образовательной деятельности художественных му
зеев определяется спецификой изобразительного искусства и свя
зано с профессиональным обучением и общим художественным об
разованием, а также эстетическим воспитанием.
6. Развитие педагогических, школьных и детских музеев связано
преимущественно с частной педагогической инициативой работни
ков системы образования.
Подводя итог первому и очень продуктивному этапу развития образовательной деятельности музеев, отметим, что ее направленность, содержание и особенности являются отражением происходящих в обществе политических и экономических процессов и выражают его актуальные культурные потребности.
Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте основные аспекты социокультурной и образова
тельной деятельности музея.
2. Назовите четыре фазы творческого процесса (по Г. Уоллесу).
3. На каких уровнях осуществляется процесс социализации человека?
4. Охарактеризуйте специфику образовательной деятельности профес
сиональных музеев.
5. Назовите и охарактеризуйте два основных аспекта образовательной
деятельности музея.
6. Назовите специфические особенности педагогического музея.
7. В чем сходство и отличие педагогического и школьного музеев?
8. Какова специфика деятельности современных школьных музеев?
9. Охарактеризуйте педагогические задачи школьного музея.
10. Назовите авторов и охарактеризуйте концепции первых детских му|
зеев в США и России.
11. Назовите основные педагогические задачи современного детского
музея.
12. Охарактеризуйте принципы функционирования и формы работы
детского музея.
Глава 3
МУЗЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОИСКА