Может ли самоуправление улучшить деятельность учителей и насколько можно сочетать самоуправление с преподавательской деятельностью?

Самоуправление вальдорфской школы является непременным условием ее существования. Почему? Лишь самостоятельные и отвечающие за собственные действия люди могут воспитать свободных детей и подростков. Свободная духовная жизнь полностью зависит от личной ответственности и тем самым от самоуправления. Самоуправление может и непосредственно влиять на преподавательскую деятельность, которая становится более эффективной, чем в случае если решение вопросов, касающихся работы учителей, вплоть до размеров их зарплаты, принимаются администрацией. Чем больше учителя будут думать и соучаствовать в определении своей собственной судьбы, тем более свободными, осознанными и прежде всего самостоятельными станут они в организме школы и станут для учеников примером независимой организации жизни. Однако самоуправление требует определенного обучения, о проведении которого должна позаботиться коллегия учителей. Часто финансовое самоуправление не ладится; тогда можно отложить деньги и нанять бухгалтера, а вместо бухгалтерии обучать учителей вопросам управления и более осмысленным образом распределить связанные с ним задачи. Конечно же, можно многое поручать другим людям, но все же учительская коллегия должна всегда принимать окончательное решение в административных вопросах.