Как мне полюбить детей, в особенности «трудных»?

Любой человек сложен, когда его не понимают. Почему это так? Дело в том, что человек (не важно, взрослый или ребенок), ощущая, что его не понимают, плохо чувствует себя в своей шкуре. А у того, кто чувствует себя неуютно, снижается порог агрессивности и повышается стремление к провокационным действиям. Это означает, что этот человек гораздо легче выходит из себя и негативно реагирует на окружение, чем тот, кто чувствует себя принятым, чувствует поддержку и понимание. Подобным же образом дело обстоит с прощением. Я реально могу простить лишь то, что я действительно понял. Лишь после этого «развязывается» узел непонимания и неприятия. Когда дети чувствуют, что человек внутренне старается их понять и помочь им, это действует на них успокаивающе и положительным образом влияет на их поведение. Если же у них возникает впечатление, что от них чего-то ожидают, а это что-то переживается ими как недоступное или же не соответствующее их собственному восприятию и представлениям, они начинают более или менее успешно противиться этому, строя соответствующие барьеры.

Что же можно сделать практически? Очень помогает – живо представить себе вечером «сложного» ребенка. Важно рассматривать ребенка, ученика без антипатии, таким, каков он есть. Подобное рассмотрение (в котором оживает то, что является выражением сущности ребенка, и при этом не подвергается осуждению, не связывается с личными симпатиями и антипатиями) приводит к тому, что возникает истинная духовная эмпатия. Тогда удается настолько идентифицироваться с ребенком, что можно внутренне прочувствовать его своеобразие, сопережить его и понять, как в данный момент развивается данное человеческое существо и спланировать следующие шаги педагогической работы (уроки, мероприятия, помогающие развитию ребенка, беседы и т.д.).