Законы судьбы в воспитании и биографическом развитии
Этот раздел предназначен для того, чтобы пробудить понимание закономерностей, которые участвуют в формировании судьбы, и усилить мотивацию к саморазвитию. Даже если что-то на первый взгляд покажется надуманным, все же не следует отказываться от возможности поразмышлять о данных судьбоносных взаимосвязях. Они взяты из книги Карла Риттерсбахера[8], который проработал педагогические лекции Рудольфа Штайнера с точки зрения этих закономерностей.
Воздействие воспитания | Эффект в зрелом возрасте |
Опыт переживания радости, симпатии, счастья и любви | Физическое тело дольше остается пластичным и гибким, легче вступать в отношения с людьми и миром |
Удивление и восхищение | Умение любить мир |
Находить в жизни прекрасное, уметь принять что-то, принять из любви к авторитету | Общая удовлетворенность жизнью, умение наслаждаться жизнью |
Воспитание интереса к миру | Все более сильный интерес к людям |
Считать жизнь своим учителем | Наличие внутреннего стержня, который помогает жить |
Возможность спокойно подражать | Свободное, открытое взаимодействие с миром, открытость характера |
Самостоятельные поиски истины | Мужество и инициативность |
Восприятие религиозных образов, религиозное настроение | Склонность к религиозной терпимости и доброжелательное поведение |
Учиться молиться в детстве | Умение благословлять в зрелом возрасте |
То, в какие игры и как играет ребенок | То, как взрослый человек относится к жизни, как он действует в разных жизненных обстоятельствах |
Знакомство с миром растений и развитие умения любить его | Склонность к живым, подвижным понятиям |
Знакомство с миром животных и развитие умения любить его | Укрепление воли |
Увлеченность загадками мира, наполненность вопросами | Здоровое человеческое отношение к власти и к эросу (отсутствие принуждения и зависимости) |
Материалистическое воспитание | Снижение интереса к миру |
Восприятие математических закономерностей без задействования эмоций | Склонность к материализму |
Воспитание критически–скептического отношения к жизни (нехватка идеализма) | Предрасположенность к душевной подавленности |
Абстрактное преподавание грамматики | Предрасположенность к функциональным заболеваниям желудочно–кишечного тракта |
Отсутствие поддерживающего человека (отсутствие любимого авторитета) | Предрасположенность к душевному надлому, нехватка сил для помощи самому себе, для того, чтобы «прийти в себя» |
Интеллектуальные перегрузки и перегрузка памяти в начальной школе | Склонность к склерозу и преждевременному разрушению в области нервной системы в преклонном возрасте |
Слишком раннее обучение критике и вынесению суждений | Склонность к холодным, жестким суждениям |
Нехудожественное, односторонне–интеллектуальное преподавание | Предрасположенность к нарушениям ритма, особенно к чрезмерному вдоху; смещенный ритм дыхания и соответствующая предрасположенность к чувству стеснения и астматическим осложнениям |
Поверхностное, «быстро понятное» знание | Склонность к раннему душевному старению, поскольку человека ничего глубоко не затрагивает и не побуждает к внутренней душевной работе и к расширению своих познаний |
Эти и другие указания пронизывают все педагогические доклады Штайнера. Независимо от того, какова индивидуальная судьба и домашняя обстановка, за многие часы, проведенные в детских садах и школах можно сделать все необходимое для того, чтобы сбалансировать, развить личность и дарования ребенка. Это положение вещей делает педагога истинным «помощником в развитии». Педагог становится ключевой фигурой современной превентивной медицины. Воспитание – как говорит Штайнер – становится «тихим исцелением».