Категории формы в архитектуре модернизма(пространство,объем, масса, пластика, цвет)

КАТЕГОРИИ ФОРМЫ АРХИТЕКТУРЫ МОДЕРНИЗМА

На переломе к искусству модернизма композиция – важное теоретическое понятие архитектуры как вида искусства.

Архитектурная композиция есть зако нпостроения различных уровней или слоев произведения зодчества, организация

Художественной формы.

ПРОСТРАНСТВО

Отношение категории "пространство" яркообозначеновтворческомкредоархитектораН. Ладовского: "Архитектура – искусство, оперирующеепространством… Пространство, анекамень – материалархитектуры". Онобылоподго-

товленоразвитиемпонятияпространственностикакосновополагающейкатегориимировидения, преждевсего, художе-

ственноосмысленнойвживописи, далеевскульптуреипослевархитектуре.

Метафорановогомиросозерцания, важнаярольвновомпроцессенаучныхоткрытийпросматриваютсявобразном

описанииКандинского: "Однаизсамыхважныхпреграднамоемпутисамарушилась, благодарячистонаучномусобы-

тию. Этобылоразложениеатома. Оноотозвалосьвомнеподобновнезапномуразрушениювсегомира. Внезапнорухнули

толстыесводы. Всесталоневероятным, шаткимимягким. Ябынеудивился, еслибыкаменьподнялсянавоздухирас-

творилсябывнем". Кандинскийпервымвисториимодернизмадаеттеоретическоепредставлениеоцвете, рассматривает

еговзаимодействиесформой, пространством. "…Краска… можетвыступатьилиотступать, стремитьсявпередилина-

зад".

Формально-аналитическиекатегориистановилисьнетолькометодомисследованияискусства, ноикомпозицион-

нымикатегориями. Художник-теоретикФаворскийвкурсе "Теориякомпозиции" подчеркивал "ничтонеможетбытьвы-

деленокаксредство, невозможныирецептурныевыводы, дающиемеханическийподходкхудожественнойформе. Вся-

коехудожественноеизображениекаждыйразестьнечтоновое, таккаксовершенноодинаковыхусловийвозникновения

художественнойформынебывает". Онжепервымрассуждаетофункциональностипространства, опираясьнаисториче-

скиетипыихвосприятияиизображения.

Эстетиканеопластицизмаоказалавлияниеналидеровмодернизма, таких, например, какЛеКорбюзье, который

сформулировал "пятьпринциповсовременнойархитектуры" в 1926 году: свободныйплан, свободныйфасад, плоская

крыша – терраса, ленточноеокно, домнастолбахсоткрытымпространствомподним (отношениеккатегориипростран-

ства).

СоратникЛеКорбюзьеЗ. Гидионвсвоейкниге "Пространство, время, архитектура" даетмаксимальнокрупноечле-

нениеэволюциипространственныхконцепцийвархитектуре.

ПоклассификацииГидионаперваяконцепцияпространства – бесконечноеивнешнеепространство, вкоторомсво-

бодноивзаимосвязаннорасполагаютсяпластичныеобъемы, неимеющиевыраженного, архитектурнооформленного

внутреннегопространстваивоспринимаемыекакскульптуравпроцессеихкруговогообхода. Втораяконцепцияпро-

странства (ренессанснаяархитектураотПантеонадоХХвека) – интерескотдельному, ограниченномуотвнешнего,

внутреннемупространству. Третьяконцепция (периодмодернизма) – единоеибесконечноепространство, множествен-

ностьиодновременностьточекзрения, обособленностьотдельныхзавершенныхпространств, ихнепрерывноеперетека-

ниеизнутринаружу (взаимопроникновениевнешнегоивнутреннегопространства, обязанноеразвитиюкаркасныхконст-

рукцийистеклу, взаимодействиеразличныхуровнейнадиподземлей, привнесенноевоздействиемавтомобиля, метро-

политена), перетеканиепространствдругвдруга, погоризонталиивертикали.

Рассматриваемыйпериодотмеченразвитиемархитектурнойпедагогики. Известныйтеоретик – педагогархитектуры

архитектурнойкомпозиции. ОБЪЕМ–МАССА–ПЛАСТИКА

Втораяважнейшаякатегорияформыархитектурымодернизма – масса. Дляэтогопериодахарактерныобъемыбез

массы – полностьюпрозрачные – изстеклаитонкогоконструктивногокаркасаилиизстержневойконструкции-

структуры, зеркальныефасады (приемподчеркиваетпервичностькатегориипространствавархитектуремодернизма).

Пространствоформируетсяикакбыизлучаетсяобъемами, свободнорасположеннымивнемивоспринимаемыми, как

скульптураизвне. СкульптурностьархитектурнойформыприобрелаактуальностьспоявлениемкапеллыРоншанархитектораЛеКорбюзье, филармонииШаруна,оперыУтцонавСиднееиаэропортаСаариненавНьюЙорке.

ГолосовИ. (преподавательВХУТЕМАСа) вначале 20-хгодовХХстолетиясформулировалосновныепринципы

"теориипостроенияорганизмовархитектурныхмасс": "Всякийархитектурныйорганизм, составленныйизотдельных

масс, воспринимающемукажетсякаксовокупностьэтихмасс. Этасовокупностьговоритотойилиинойсистеме, зало-женнойвегопостроении. Элементы, поставленныевнекакой-либозависимостиисочетания, неимеющиеникакойсис-

темы, изображаютхаос".

Простотаформыприобретаетдляархитекторамодернизмасодержательное, символическоезначение, связываетсяс

древнейшимиархетипическимиформами, играющимистольважнуюрольвмодернистскойментальности… . "Главные

проблемысовременногостроительствабудутрешенынаосновегеометрии", – отмечалЛеКорбюзье. Этоподразумевает

также "очищение" формообразующихповерхностейоткакого-либоклассицистического, эклектическогоилииногодеко-

ра, "неработающих" деталей, восстановлениеформообразующейценностистенывединойкомпозициипрямоугольныхи

криволинейныхповерхностей. "Архитектурапластична. Внейгосподствуетдухгармонии, единствазамысла. Архитек-

турараспределяетмассыиобъемы. Вдохновениепревращаетинертныйкаменьвдраму" (ЛеКорбюзье).

Программнаятрехмерностьархитектурногообъемамодернизмаозначалаотказотпредшествующеймноговековой

традициипреобладанияфасадногопроектирования, т.е. фасадно-плоскостноймоделировкиархитектурногообъема.

Приемыформообразования:

1) контрастматериаловиформ (стеклянныйцилиндр, врезанныйвглухойбетонныйобъемголосовскогоклубаим.

Зуева), сопоставлениеразновеликихобъемов, нестереотипностьгеометрииобъемнойформы. Масса, какправило, пре-

дельноминимизирована;

2) угловоеокно, выражающееразрушениекоробки. Светивидимостьпоявляетсявтомместе, гдеихникогдане

былораньше (прием, которыйобошелвесьмир).

Главныефакторыформообразования – пространственнаяконцепция (втомчислесближениеархитектурысприро-

дой) ипрогрессстроительнойтехники (конструкций). Появиласьархитектураконструктивныхструктур (Нерви, Нимей-

ер, Кандела), многовариантностьрешенияперекрытий. Ктрадиционным (стоечно-балочной, арочнойикупольной) при-

соединилисьновыесистемы: сборныекуполаФуллераизстержней, вантовыеперекрытияФ. Отто, решетчатыепро-

странственныеиклееныедеревянныеконструкции, пневматическиесистемы. Этоповлиялонаразвитиемногообразия

нестереотипныхобъемныхформ.

"Эволюцияформыподобнамутациямвгенетике. Эволюцияможетпривестиикрождениюурода, ноестьвозмож-

ность, вероятностьпроизвестичто-толучшее. Такисформой" – утверждалимастерамодернизма.

Вархитектуремодернизмаразличаютсядваметодапостроенияобъектавзависимостиотсистемывнутреннихпро-

странств:

1. Расчленениеобъемасоответственночленениювнутреннегопространства (Баухауз, Гропиус).

2. Построениеуниверсальнойкрупнойобъемнойформы, независимоотдифференциациивнутреннихпространств

(МисвандерРоэ, Фуллер).

Важнейшиепринципыформообразованиявархитектуремодернизма – выявлениеобъемности, членения, сдвигкруп-

ныхмасс, берущийначаловкубизмеивытекающаяизнегодинамика, консольноенависаниеобъемов, развитиепоспи-

рали. ЦВЕТ

Цвет – третьякатегорияформы. Прокладываетвискусствознаниимодернизмапервыешаги.

КлассическоеформальноеискусствоначалаХХстолетия, какиотечественное, обходилоськатегориямипространст-

ваипластики. Цветбылпрерогативойживописи. Теорияархитектурыдопускалабытиецветакакцветаматериала, фак-

туры. Рождениеновойкультурывыдвинулоцветкакоднуизмогучихреалий.

Традиционнаятехникаживописипредполагалатрехслойнуюпоследовательность: рисунок, светотень, цвет. Вно-

вейшейживописи (импрессионизме) цветподчинялсязадачамкомпозицииилепкиформ, характернопервенствоцвета,

объединениесветаицвета, одновременность. "Ищижизньвцвете. Подлинныйрисунок – этомоделировкацветом…"

(ВанГог).

ВпервыеобоснованиетеориицветадаетКандинскийв 1911 году. ПозднееиМалевичобобщилопытхудожников

рубежавеков, нескованныхакадемическимипостулатами. Быловыявлено, например, сильное, неизменноедействиераз-

личныхцветовнапсихику: красныйцветподнимаетдеятельностьсердца, выражаясьвучащениипульса, синийспособен

привестикчастичномупараличу.

Цветкакнеотъемлемаякатегорияформывсехпространственныхискусствполучаетутверждениевотечественной

культуре 1920-хгодов, благодаряразработкеЛ. ПоповойибратьевВесниных. Вработесновымивозможностямицвета, –

полагалаПопова, – необходимоучитывать "силовойэффект", которыйпроявляется "вовсехсвоихосновныхотношениях

– протяженности, весе, материальности, ритме".

Методикадисциплины "Цвет" заключаласьвпереходеотизученияцветаврамкахживописи (станковогоискусства)

кизучениювозможностейегоуниверсальногоиспользования. Цветвыделенкаксамостоятельныйэлемент, рассматрива-

ютсяегокачества: самиспектральныецвета, закондополнительныхцветов, тон, вес (каккачественнаяхарактеристика

присравненииивзаимоотношениицветов), напряженностьили "внутренняяэнергия" цвета, фактура. Важноевнимание

уделяетсяпринципампостроенияживописногопространства, главнымизкоторыхназванаконструкция.

Дисциплина "Цвет" отвечалаумонастроениямвсегоархитектурногоавангардакакконструктивистов, такирациона-

листов. Темнеменее, именноонапретерпелаужев 1920-егодымногократныеизмененияипервойбылаустраненаиз

архитектурногообразования. Рассматриваласьтольконапрактическихзанятияхпоживописи. "Красныйпавильон" Мельникова (Париж, 1925) сталопределеннойвехойутверждениясимволическойролицветав

архитектуреавангардаимодернизма, егоконструктивно-тектоническойролиироливформированиисветопространст-

веннойсреды [27].

НаЗападеразвитиюкатегории "цвет" способствовалиработыКандинского ("Синийвсадник"), Маркаидр. Вшколе

БаухаузучебныйкурсоцветебылразработанИттеном. ПионеромцветовогоформообразованиясталТ. ванДусбург, вы-

сказавшиймысльотом, что "новаяархитектураорганическивводитцветвкачествепрямогосредствавыражениявзаимо-

связейвпространствеивовремени. Безцветаэтивзаимосвязинереальны … новаяархитектураантидекоративна. Цвет (и

этодолжныпонятьте, ктобоятсяцвета) – этонедекоративныйэлементархитектуры, аееорганическоесредствовыра-

жения. Безцветанемыслимоорганизоватьниоднопространство. Цветисветнеразрывносвязанымеждусобой. Безцвета

архитектураневыразительна, слепа".

ВажнымцентромисследованийпроблемцветасталпетроградскийМузейхудожественнойкультуры, руководимый

Малевичем. Здесьизучалисьпалитрыпредставителейразличныхтечений (футуризм, кубизм, импрессионизм, супрема-

тизм), составлялисьтаблицыпредпочтительныхцветовыхтонов, исследовалсяцветвразличныхусловияхнаблюденияи

восприятия, цветвдвижении, взаимодействиецветаизвукаит.д. В 1932 годубылвыпущен "Справочникпоцвету" Ма-

тюшинаиЭндера (внастоящиймомент – библиографическаяредкость).

РуководительпроектноймастерскойБруниписал: "Цветможетработатьнавыявлениепространстваили, наоборот,

уничтожатьформу. Образдомаможетвидоизменятьсявзависимостиотцвета". ТеоретическоенаследиеБруни – разра-

боткаколористикиархитектурыновыхтиповзданий (завода, школы, домапионеров, градостроительногоансамбля). На

определенномэтаперазвитияархитектурыбылпопуляренприем "суперграфики", позволявшийактивнотрансформиро-

ватьповерхностиформы [2].

ВреальнойпрактикецветоформированиямногоесделалфранцузскийколористЛассю. Внастоящиймоментвна-

шейстранеформообразующимидействиямиполихромиивархитектурезанимаетсяА.В. Ефимов, издавшийнесколько

трудовпоколористике.