Категории формы в архитектуре модернизма(пространство,объем, масса, пластика, цвет)
КАТЕГОРИИ ФОРМЫ АРХИТЕКТУРЫ МОДЕРНИЗМА
На переломе к искусству модернизма композиция – важное теоретическое понятие архитектуры как вида искусства.
Архитектурная композиция есть зако нпостроения различных уровней или слоев произведения зодчества, организация
Художественной формы.
ПРОСТРАНСТВО
Отношение категории "пространство" яркообозначеновтворческомкредоархитектораН. Ладовского: "Архитектура – искусство, оперирующеепространством… Пространство, анекамень – материалархитектуры". Онобылоподго-
товленоразвитиемпонятияпространственностикакосновополагающейкатегориимировидения, преждевсего, художе-
ственноосмысленнойвживописи, далеевскульптуреипослевархитектуре.
Метафорановогомиросозерцания, важнаярольвновомпроцессенаучныхоткрытийпросматриваютсявобразном
описанииКандинского: "Однаизсамыхважныхпреграднамоемпутисамарушилась, благодарячистонаучномусобы-
тию. Этобылоразложениеатома. Оноотозвалосьвомнеподобновнезапномуразрушениювсегомира. Внезапнорухнули
толстыесводы. Всесталоневероятным, шаткимимягким. Ябынеудивился, еслибыкаменьподнялсянавоздухирас-
творилсябывнем". Кандинскийпервымвисториимодернизмадаеттеоретическоепредставлениеоцвете, рассматривает
еговзаимодействиесформой, пространством. "…Краска… можетвыступатьилиотступать, стремитьсявпередилина-
зад".
Формально-аналитическиекатегориистановилисьнетолькометодомисследованияискусства, ноикомпозицион-
нымикатегориями. Художник-теоретикФаворскийвкурсе "Теориякомпозиции" подчеркивал "ничтонеможетбытьвы-
деленокаксредство, невозможныирецептурныевыводы, дающиемеханическийподходкхудожественнойформе. Вся-
коехудожественноеизображениекаждыйразестьнечтоновое, таккаксовершенноодинаковыхусловийвозникновения
художественнойформынебывает". Онжепервымрассуждаетофункциональностипространства, опираясьнаисториче-
скиетипыихвосприятияиизображения.
Эстетиканеопластицизмаоказалавлияниеналидеровмодернизма, таких, например, какЛеКорбюзье, который
сформулировал "пятьпринциповсовременнойархитектуры" в 1926 году: свободныйплан, свободныйфасад, плоская
крыша – терраса, ленточноеокно, домнастолбахсоткрытымпространствомподним (отношениеккатегориипростран-
ства).
СоратникЛеКорбюзьеЗ. Гидионвсвоейкниге "Пространство, время, архитектура" даетмаксимальнокрупноечле-
нениеэволюциипространственныхконцепцийвархитектуре.
ПоклассификацииГидионаперваяконцепцияпространства – бесконечноеивнешнеепространство, вкоторомсво-
бодноивзаимосвязаннорасполагаютсяпластичныеобъемы, неимеющиевыраженного, архитектурнооформленного
внутреннегопространстваивоспринимаемыекакскульптуравпроцессеихкруговогообхода. Втораяконцепцияпро-
странства (ренессанснаяархитектураотПантеонадоХХвека) – интерескотдельному, ограниченномуотвнешнего,
внутреннемупространству. Третьяконцепция (периодмодернизма) – единоеибесконечноепространство, множествен-
ностьиодновременностьточекзрения, обособленностьотдельныхзавершенныхпространств, ихнепрерывноеперетека-
ниеизнутринаружу (взаимопроникновениевнешнегоивнутреннегопространства, обязанноеразвитиюкаркасныхконст-
рукцийистеклу, взаимодействиеразличныхуровнейнадиподземлей, привнесенноевоздействиемавтомобиля, метро-
политена), перетеканиепространствдругвдруга, погоризонталиивертикали.
Рассматриваемыйпериодотмеченразвитиемархитектурнойпедагогики. Известныйтеоретик – педагогархитектуры
архитектурнойкомпозиции. ОБЪЕМ–МАССА–ПЛАСТИКА
Втораяважнейшаякатегорияформыархитектурымодернизма – масса. Дляэтогопериодахарактерныобъемыбез
массы – полностьюпрозрачные – изстеклаитонкогоконструктивногокаркасаилиизстержневойконструкции-
структуры, зеркальныефасады (приемподчеркиваетпервичностькатегориипространствавархитектуремодернизма).
Пространствоформируетсяикакбыизлучаетсяобъемами, свободнорасположеннымивнемивоспринимаемыми, как
скульптураизвне. СкульптурностьархитектурнойформыприобрелаактуальностьспоявлениемкапеллыРоншанархитектораЛеКорбюзье, филармонииШаруна,оперыУтцонавСиднееиаэропортаСаариненавНьюЙорке.
ГолосовИ. (преподавательВХУТЕМАСа) вначале 20-хгодовХХстолетиясформулировалосновныепринципы
"теориипостроенияорганизмовархитектурныхмасс": "Всякийархитектурныйорганизм, составленныйизотдельных
масс, воспринимающемукажетсякаксовокупностьэтихмасс. Этасовокупностьговоритотойилиинойсистеме, зало-женнойвегопостроении. Элементы, поставленныевнекакой-либозависимостиисочетания, неимеющиеникакойсис-
темы, изображаютхаос".
Простотаформыприобретаетдляархитекторамодернизмасодержательное, символическоезначение, связываетсяс
древнейшимиархетипическимиформами, играющимистольважнуюрольвмодернистскойментальности… . "Главные
проблемысовременногостроительствабудутрешенынаосновегеометрии", – отмечалЛеКорбюзье. Этоподразумевает
также "очищение" формообразующихповерхностейоткакого-либоклассицистического, эклектическогоилииногодеко-
ра, "неработающих" деталей, восстановлениеформообразующейценностистенывединойкомпозициипрямоугольныхи
криволинейныхповерхностей. "Архитектурапластична. Внейгосподствуетдухгармонии, единствазамысла. Архитек-
турараспределяетмассыиобъемы. Вдохновениепревращаетинертныйкаменьвдраму" (ЛеКорбюзье).
Программнаятрехмерностьархитектурногообъемамодернизмаозначалаотказотпредшествующеймноговековой
традициипреобладанияфасадногопроектирования, т.е. фасадно-плоскостноймоделировкиархитектурногообъема.
Приемыформообразования:
1) контрастматериаловиформ (стеклянныйцилиндр, врезанныйвглухойбетонныйобъемголосовскогоклубаим.
Зуева), сопоставлениеразновеликихобъемов, нестереотипностьгеометрииобъемнойформы. Масса, какправило, пре-
дельноминимизирована;
2) угловоеокно, выражающееразрушениекоробки. Светивидимостьпоявляетсявтомместе, гдеихникогдане
былораньше (прием, которыйобошелвесьмир).
Главныефакторыформообразования – пространственнаяконцепция (втомчислесближениеархитектурысприро-
дой) ипрогрессстроительнойтехники (конструкций). Появиласьархитектураконструктивныхструктур (Нерви, Нимей-
ер, Кандела), многовариантностьрешенияперекрытий. Ктрадиционным (стоечно-балочной, арочнойикупольной) при-
соединилисьновыесистемы: сборныекуполаФуллераизстержней, вантовыеперекрытияФ. Отто, решетчатыепро-
странственныеиклееныедеревянныеконструкции, пневматическиесистемы. Этоповлиялонаразвитиемногообразия
нестереотипныхобъемныхформ.
"Эволюцияформыподобнамутациямвгенетике. Эволюцияможетпривестиикрождениюурода, ноестьвозмож-
ность, вероятностьпроизвестичто-толучшее. Такисформой" – утверждалимастерамодернизма.
Вархитектуремодернизмаразличаютсядваметодапостроенияобъектавзависимостиотсистемывнутреннихпро-
странств:
1. Расчленениеобъемасоответственночленениювнутреннегопространства (Баухауз, Гропиус).
2. Построениеуниверсальнойкрупнойобъемнойформы, независимоотдифференциациивнутреннихпространств
(МисвандерРоэ, Фуллер).
Важнейшиепринципыформообразованиявархитектуремодернизма – выявлениеобъемности, членения, сдвигкруп-
ныхмасс, берущийначаловкубизмеивытекающаяизнегодинамика, консольноенависаниеобъемов, развитиепоспи-
рали. ЦВЕТ
Цвет – третьякатегорияформы. Прокладываетвискусствознаниимодернизмапервыешаги.
КлассическоеформальноеискусствоначалаХХстолетия, какиотечественное, обходилоськатегориямипространст-
ваипластики. Цветбылпрерогативойживописи. Теорияархитектурыдопускалабытиецветакакцветаматериала, фак-
туры. Рождениеновойкультурывыдвинулоцветкакоднуизмогучихреалий.
Традиционнаятехникаживописипредполагалатрехслойнуюпоследовательность: рисунок, светотень, цвет. Вно-
вейшейживописи (импрессионизме) цветподчинялсязадачамкомпозицииилепкиформ, характернопервенствоцвета,
объединениесветаицвета, одновременность. "Ищижизньвцвете. Подлинныйрисунок – этомоделировкацветом…"
(ВанГог).
ВпервыеобоснованиетеориицветадаетКандинскийв 1911 году. ПозднееиМалевичобобщилопытхудожников
рубежавеков, нескованныхакадемическимипостулатами. Быловыявлено, например, сильное, неизменноедействиераз-
личныхцветовнапсихику: красныйцветподнимаетдеятельностьсердца, выражаясьвучащениипульса, синийспособен
привестикчастичномупараличу.
Цветкакнеотъемлемаякатегорияформывсехпространственныхискусствполучаетутверждениевотечественной
культуре 1920-хгодов, благодаряразработкеЛ. ПоповойибратьевВесниных. Вработесновымивозможностямицвета, –
полагалаПопова, – необходимоучитывать "силовойэффект", которыйпроявляется "вовсехсвоихосновныхотношениях
– протяженности, весе, материальности, ритме".
Методикадисциплины "Цвет" заключаласьвпереходеотизученияцветаврамкахживописи (станковогоискусства)
кизучениювозможностейегоуниверсальногоиспользования. Цветвыделенкаксамостоятельныйэлемент, рассматрива-
ютсяегокачества: самиспектральныецвета, закондополнительныхцветов, тон, вес (каккачественнаяхарактеристика
присравненииивзаимоотношениицветов), напряженностьили "внутренняяэнергия" цвета, фактура. Важноевнимание
уделяетсяпринципампостроенияживописногопространства, главнымизкоторыхназванаконструкция.
Дисциплина "Цвет" отвечалаумонастроениямвсегоархитектурногоавангардакакконструктивистов, такирациона-
листов. Темнеменее, именноонапретерпелаужев 1920-егодымногократныеизмененияипервойбылаустраненаиз
архитектурногообразования. Рассматриваласьтольконапрактическихзанятияхпоживописи. "Красныйпавильон" Мельникова (Париж, 1925) сталопределеннойвехойутверждениясимволическойролицветав
архитектуреавангардаимодернизма, егоконструктивно-тектоническойролиироливформированиисветопространст-
веннойсреды [27].
НаЗападеразвитиюкатегории "цвет" способствовалиработыКандинского ("Синийвсадник"), Маркаидр. Вшколе
БаухаузучебныйкурсоцветебылразработанИттеном. ПионеромцветовогоформообразованиясталТ. ванДусбург, вы-
сказавшиймысльотом, что "новаяархитектураорганическивводитцветвкачествепрямогосредствавыражениявзаимо-
связейвпространствеивовремени. Безцветаэтивзаимосвязинереальны … новаяархитектураантидекоративна. Цвет (и
этодолжныпонятьте, ктобоятсяцвета) – этонедекоративныйэлементархитектуры, аееорганическоесредствовыра-
жения. Безцветанемыслимоорганизоватьниоднопространство. Цветисветнеразрывносвязанымеждусобой. Безцвета
архитектураневыразительна, слепа".
ВажнымцентромисследованийпроблемцветасталпетроградскийМузейхудожественнойкультуры, руководимый
Малевичем. Здесьизучалисьпалитрыпредставителейразличныхтечений (футуризм, кубизм, импрессионизм, супрема-
тизм), составлялисьтаблицыпредпочтительныхцветовыхтонов, исследовалсяцветвразличныхусловияхнаблюденияи
восприятия, цветвдвижении, взаимодействиецветаизвукаит.д. В 1932 годубылвыпущен "Справочникпоцвету" Ма-
тюшинаиЭндера (внастоящиймомент – библиографическаяредкость).
РуководительпроектноймастерскойБруниписал: "Цветможетработатьнавыявлениепространстваили, наоборот,
уничтожатьформу. Образдомаможетвидоизменятьсявзависимостиотцвета". ТеоретическоенаследиеБруни – разра-
боткаколористикиархитектурыновыхтиповзданий (завода, школы, домапионеров, градостроительногоансамбля). На
определенномэтаперазвитияархитектурыбылпопуляренприем "суперграфики", позволявшийактивнотрансформиро-
ватьповерхностиформы [2].
ВреальнойпрактикецветоформированиямногоесделалфранцузскийколористЛассю. Внастоящиймоментвна-
шейстранеформообразующимидействиямиполихромиивархитектурезанимаетсяА.В. Ефимов, издавшийнесколько
трудовпоколористике.