ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения.
Документом, служащим целям формирования ассортимента товаров для конкретного оптового предприятия, является ассортиментный перечень товаров.
В ассортиментном перечне оптового предприятия предусматривается групповая и внутригрупповая структура ассортимента товаров. При этом по каждому виду товара определяется количество разновидностей ассортимента, которое должно предлагаться покупателю. Это минимальное количество разновидностей товаров, которое должно быть постоянно на складах предприятия. Однако в каждый период времени это количество будет зависеть от состояния производства и поставки данного товара, спроса на него со стороны магазинов, сезона и от других причин.
Разработка ассортиментных перечней товаров на оптовых предприятиях осуществляется, как правило, в два этапа.
На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров.
На втором этапе рассчитывается число разновидностей каждого вида товара ассортиментного перечня, т.е. определяется количество разновидностей товаров, поступление которых обязательно в связи с поступающими заявками оптовых покупателей.
Разработанные ассортиментные перечни товаров в предприятиях должны подвергаться корректировке с учетом изменений покупательского спроса, выпуска промышленностью новых товаров, результатов закупок на оптовых базах ярмарках и других факторов.
Главная цель создания обязательных ассортиментных перечней заключается в необходимости осуществления контроля за полнотой и стабильностью ассортимента товаров на складах и снабжением покупателей.
Контроль за наличием торговом предприятии товаров в соответствии с ассортиментным перечнем товаров осуществляют товароведы-коммерсанты.
Оптовые торговые предприятия должны осуществлять контроль за ассортиментом товаров не только собственных складов, но и в обслуживаемой розничной торговой сети.