Методы изучения спроса розничными торговыми предприятиями

Реализованный - это спрос, который удовлетворен и в объеме ив ассортименте. Изучать его необходимо, чтобы определить количество товаров в ассортименте на следующий период.

Неудовлетворенный - это спрос на товары отсутствующие в продаже или не удовлетворяющие покупателей по вкусовым, качественным признакам, оформлению. Изучать его необходимо, чтобы принять все меры, чтобы товары в требуемом ассортименте и количестве были в продаже.

Формирующийся - это спрос на новые товары, способы употребления и питательные ценности которых еще малы или совсем не известны покупателям. В развитии этого спроса большая роль отводится работникам магазина, которые должны пропагандировать новые товары, объяснять их свойства, питательную ценность, способы приготовления различных блюд.

Методы изучения покупательского спроса в розничной торговле

Методы изучения реализованного спроса:

♦ Балансовый метод.

Р = Зн + П - Зк - Др, где

Р - реализация товаров за определенный период;

Зн - запросы товаров на начало периода;

П - поступление товаров за этот период;

Зк - запас товаров на конец;

Др - документированный расход и естественная убыль.

♦ Анализ товарных запасов

♦ По инвентаризационным описям

♦ По данным о среднем размере одной покупки

Методы изучения неудовлетворенного спроса

Изучение неудовлетворенного спроса должно быть подчинено решению следующих задач:

1. Выявить круг товаров, на которые спрос не удовлетворен;

2. Установить конкретные причины неудовлетворенного спроса;

3. Определить размер неудовлетворенного спроса.

Методы изучения неудовлетворенного спроса:

♦ анкетный или устный опрос покупателей;

♦ изучение предложений по книге «Жалоб и предложений»;

♦ ведение книг неудовлетворенного спроса.

Методы изучения формирующегося спроса:

♦ проведение выставок-продаж;

♦ демонстрация товаров в действии;

♦ покупательские конференции; устные и письменные опросы.