Методы изучения спроса розничными торговыми предприятиями
Реализованный - это спрос, который удовлетворен и в объеме ив ассортименте. Изучать его необходимо, чтобы определить количество товаров в ассортименте на следующий период.
Неудовлетворенный - это спрос на товары отсутствующие в продаже или не удовлетворяющие покупателей по вкусовым, качественным признакам, оформлению. Изучать его необходимо, чтобы принять все меры, чтобы товары в требуемом ассортименте и количестве были в продаже.
Формирующийся - это спрос на новые товары, способы употребления и питательные ценности которых еще малы или совсем не известны покупателям. В развитии этого спроса большая роль отводится работникам магазина, которые должны пропагандировать новые товары, объяснять их свойства, питательную ценность, способы приготовления различных блюд.
Методы изучения покупательского спроса в розничной торговле
Методы изучения реализованного спроса:
♦ Балансовый метод.
Р = Зн + П - Зк - Др, где
Р - реализация товаров за определенный период;
Зн - запросы товаров на начало периода;
П - поступление товаров за этот период;
Зк - запас товаров на конец;
Др - документированный расход и естественная убыль.
♦ Анализ товарных запасов
♦ По инвентаризационным описям
♦ По данным о среднем размере одной покупки
Методы изучения неудовлетворенного спроса
Изучение неудовлетворенного спроса должно быть подчинено решению следующих задач:
1. Выявить круг товаров, на которые спрос не удовлетворен;
2. Установить конкретные причины неудовлетворенного спроса;
3. Определить размер неудовлетворенного спроса.
Методы изучения неудовлетворенного спроса:
♦ анкетный или устный опрос покупателей;
♦ изучение предложений по книге «Жалоб и предложений»;
♦ ведение книг неудовлетворенного спроса.
Методы изучения формирующегося спроса:
♦ проведение выставок-продаж;
♦ демонстрация товаров в действии;
♦ покупательские конференции; устные и письменные опросы.