Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей
Прогрессирующее старение населения, т. е. увеличение в нем доли лиц старших возрастов, является общепризнанным в мире. В 2001 г. население мира достигло 6,2 млрд. чел., возраст каждого десятого землянина составил 60 лет и старше. Пожилые люди старше 60 лет — самая быстрорастущая группа населения. По долгосрочным прогнозам ООН к 2050 г. в мире примерно будет 2 млрд. чел., которые достигли возраста старше 60 лет.
В России пожилые граждане составляют 20,5% населения, а в 35 регионах доля лиц старших возрастов достигает 26,6%. Согласно принятой международной классификации, уже с 2004 г. возрастная структура населения России соответствует типу населения в стадии демографической старости, когда доля детей и подростков будет лишь незначительно превышать долю лиц старше 65 лет. Демографическое старение населения в будущем окажет сильное влияние на индивидуальную, общественную и международную жизнь, преобразит все аспекты жизни человека и общества: социальные, экономические, политические, культурные, психологические и духовные.
Взаимосвязь между социальной работой и старением стала объединяться понятиями "старение и социальная работа", "социальная работа с пожилыми людьми" и все чаще встречающейся дефиницией "геронтосоциальная работа". Геронтосоциальная работа наряду с традиционным социальным обслуживанием лиц пожилого возраста, как часть современной работы с пожилыми людьми, стала утверждаться в мировом сообществе, начиная с 1970-х гг. Старение людей стало рассматриваться как поле деятельности представителей многих специальностей, которое предполагает кроме знаний, навыков и умений в своей области наличие знаний в области старения и старости людей. Наряду с профессиональной работой с лицами пожилого возраста говорится также о прикладной или интервенционной геронтологии.
С принятием термина "геронтосоциальная работа" в полном соответствии с резолюциями ООН определились принципы геронтосоциальной работы: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство пожилого человека, которые определяют профессиональную компетентность, высокую внутреннюю культуру специалистов в работе с пожилыми людьми.
Работа с пожилыми людьми основана на понимании того, что работа со стареющим и престарелым человеком отличается от работы с лицами молодого возраста. Несмотря на то что в трудных жизненных ситуациях у пожилого человека много проблем общих с молодыми клиентами социальных агентств, но встреча с пожилыми требует от социального работника особых знаний, навыков, умений. Кроме того, в настоящее время работе наблюдается повсеместная тенденция: лица, посвящающие себя уходу за старыми людьми и работе с ними, это молодые люди. С этих позиций особенностью геронтосоциальной работы является встреча разных поколений. Возрастная разница в пятьдесят лет вносит в отношения с клиентом свою особую специфику. Нередко некоторые аспекты поведения старых людей вызывают неприятие и удивление молодых, кажутся им необычными или аморальными, на самом деле находятся в рамках культурной нормы прошлого поколения и не свидетельствуют об ухудшении умственных способностей человека. В старом человеке мы видим сегодняшний облик и практически не можем представить его себе ребенком, красивым, сильным, самоуверенным человеком в расцвете лет, устремленным в будущее. Тогда как очень важно, видя перед собой старого и больного, а зачастую и дементного человека, воссоздать его облик и помнить, что он несет в себе прошлый опыт: детство и юность, молодость и зрелость. Пожилые клиенты имеют более богатый жизненный опыт, чем молодые клиенты социального работника и большинство самих социальных работников, что составляет особенную специфику работы с пожилыми клиентами. Временное измерение приобретает особый вес в работе с пожилыми клиентами. Долгий жизненный путь и близость смерти являются для них большей реальностью, чем для молодых клиентов. Работая с очень старыми людьми, социальные работники и другие профессионалы явственно ощущают конечность жизни. С этих позиций уход за старыми людьми — это внимательное и заботливое восприятие старых людей такими, какие они есть, умение войти в мир их переживаний.
Овладение навыками успешного взаимодействия со старыми людьми требуют понимания психофизиологических особенностей старого человека и старости как процесса. Старение понимается в настоящее время в виде биологических и физических, психических и социальных процессов. Старость — это результат данных процессов. В первую очередь, старение — это биологический процесс, но в повседневной жизни он проявляется в социальной форме, во взаимоотношениях между людьми. Процесс старения имеет разные последствия для жизни человека. Старение как явление — двулико, порождая как позитивные, так и негативные последствия. Большой жизненный опыт и мудрость, социальные навыки, продолжение традиции, а также новые свободы и возможности представляются часто как сильные стороны и потенциал пожилых людей. Негативными последствиями старения, его утратами, являются, ослабление физической дееспособности, ухудшение физического и психического здоровья, развитие немощности и утрата социального статуса и социальных связей. Однако необходимо помнить, что у многих людей вышеупомянутые функции сохраняются и в преклонном возрасте, и на них можно воздействовать с помощью профилактических и реабилитационных мер. Зачастую для пожилых людей старение означает, что в некоторых областях жизнедеятельности наблюдаются потери, а в других — новые возможности. Многие изменения, связанные со старением, являются естественными переходными этапами в жизненном цикле, так, например, родители становятся дедушками и бабушками, на работе люди переходят в категорию ветеранов, выходят на пенсию и вступают в "третий возраст" и, наконец, в преклонном возрасте становятся более зависимыми от окружения. С точки зрения социальной работы с пожилыми людьми важно, чтобы социальный работник кроме понимания различных процессов старения хотя бы в общих чертах имел представление о процессах адаптации, с помощью которых человек в пожилом возрасте индивидуально приспосабливается к изменениям, связанным со старением, и справляется с ними. В адаптации речь идет о предпосылках, содействующих повышению качества жизни в старости. Работа с пожилыми клиентами строится на основе понимания старости как уникального этапа жизни со своими задачами развития и психосоциальными кризисами.
Важными задачами развития в старости является адаптация к возрастным изменениям и формирование своей психоисторической перспективы. Пожилые люди пытаются по-разному оценивать и анализировать свою жизнь. Здесь речь идет зачастую о восстановлении целостности собственной жизни и о понимании своего "я". Пожилые люди имеют свой взгляд на жизнь, в котором отражаются прошлое, настоящее и будущее. Общим для многих пожилых людей является желание оставить какой-то след после себя. Характерными проявлениями этого можно назвать мемуары и изучение истории своего рода. Важным потенциалом пожилых людей являются воспоминания и предания. Каждый престарелый человек реализует эти собственные задачи развития без заранее определенной схемы, исходя из своих отправных моментов.
Специфика взаимодействия с пожилыми клиентами проявляется и в том, что социальная работа ведется зачастую в условиях возрастно ориентированной политики, затрагивающей благосостояние пожилых людей. Дом старого человека — это одновременно и рабочая среда специалиста по работе с пожилыми людьми и специалиста по геронтосоциальной работе. Социальные работники работают с пожилыми людьми, зачастую очень немощными, в стационарах поликлиник, домах-интернатах для престарелых, гериатри-ческих и психогериатрических отделениях, медико-реабилитационных центрах и больницах, домах-интернатах для клиентов, страдающих деменцией, и домах со специальным обслуживанием для пожилых людей. Единство амбулаторного и стационарного ухода имеет большое значение в социальной работе, так как задачи адаптации пожилых людей после больничного и стационарного лечения являются повседневными задачами социальной работы с пожилыми людьми.
Ведущими областями геронтосоциальной работы являются геронтосоциальное обслуживание и уход, социальная реабилитация, гериатрия и психогериатрия, профилактика деменции. Достижению благополучной старости содействуют все чаще многопрофильные группы специалистов: геронтологи, гериатры, персонал по уходу, работники социального обслуживания, специалисты по деменции, а также специалисты по функциональной терапии и физиотерапевты.
Клиенты пожилого возраста предъявляют особые требования всем основным элементам профессиональной социальной работы, этике, знаниям и навыкам. Основные ценности социальной работы, такие как уважение уникальности человека, права на самоопределение и неприкосновенность, равно сохраняют силу в работе с пожилыми людьми, как и с другими категориями клиентов. Этические проблемы возникают особенно в связи с тем, что эти ценности трудно реализуемы и они находятся под угрозой в отношении самых слабых и зависимых от других людей стариков. Близость смерти в работе с пожилыми людьми выдвигает зачастую собственные этические вопросы, например, при уходе за неизлечимо больными людьми. Под предлогом профессиональной деятельности потребности роста пожилого человека, его автономия, сопричастность и субъективный опыт часто не находят внимания. Все большее этическое значение приобретает внимание к потребностям пожилых людей, страдающих деменцией. Часто социальные работники вынуждены работать в ситуации негативного и циничного отношения окружения, а иногда и обслуживающего персонала к пожилым. Этические оценки и моральные обязательства подвергаются испытаниям при попытках совместить интересы стариков, их близких и общества. В условиях сокращающихся финансовых возможностей от социальных работников требуется особая чуткость в вопросах ценностей. В то же время возрастающая технологизация ухода и обслуживания выдвигает новые этические проблемы.
Информационная база общей модели социальной работы с пожилыми клиентами недостаточна. Социальный работник должен знать физико-биологические, психические и социальные процессы старения, а также культурные, общественные и исторические взаимосвязи старения и старости. Понимание жизненного процесса человека помогает социальному работнику использовать жизненный опыт клиента в работе с ним.
Примерный перечень распространенных сложных ситуаций, создающих проблемы в жизни пожилого человека:
1. Осознание потребности в индивидуальной помощи. Различия в возможностях справляться в повседневном быту. Положение немощных стариков.
2. Выявление различных заболеваний пожилого возраста: болезнь Альцгеймера, деменции, инсульт, переломы, психические заболевания и др.
3. Инвалидность пожилых людей, отсталость в умственном развитии, ослабление зрения и слуха.
4. Проблемы наркозависимости и алкоголизма у пожилых..
5. Пожилые люди с психологическими травмами прошлого: инцест, война и эвакуация, сложные человеческие отношения, пережитые несчастные случаи.
6. Проблемы, связанные с местом проживания: например, одиночество пожилых людей в сельской местности, проблемы одиноких и больных пенсионеров, проживающих за пределами своей страны.
7. Понимание гендерной специфики старения и старости.
8. Пожилые люди с разными стрессовыми факторами: одиночество, недавнее вдовство, депрессивное и предсуицидальное состояние, плохое обращение, горечь от неудавшейся жизни.
9. Пожилые люди, ухаживающие дома за взрослым больным ребенком, пожилые люди, ухаживающие друг за другом.
10. Проблемы взаимоотношений с родственниками, ухаживающими за стариками, проблемы взаимоотношений поколений в семье.
11. Пожилые люди, страдающие от семейных проблем, стареющая семья, семейные противоречия, насилие в семье, ревность.
12. Сексуальные проблемы пожилых людей, старение представителей сексуальных меньшинств, старение ВИЧ-инфицированных людей.
13. Проблемы пожилых мигрантов по возвращении на родину.
14. Экономические проблемы пожилых людей: низкий уровень пенсии, бедность.
15. Пожилые люди, автономность, сопричастность и самостоятельность которых находится под угрозой по разным причинам.
Этот перечень не исчерпывающий, его цель — привлечь внимание к тому, что у старых людей бывают такие же трудные жизненные ситуации, как у молодых, что и они нуждаются в помощи профессионала.
Несмотря на то что социальный работник в работе с пожилыми людьми выступает главным образом в роли специалиста в своей области, он должен обладать достаточными гериатрическими познаниями о болезнях престарелых людей и возможностях их медикаментозного и другого лечения. Он должен знать об изменениях основных физических и психических функций (например, в связи с деменцией, ослаблением двигательных и мочеиспускательных функций), затрудняющих самостоятельное проживание дома. Деятельность в многопрофильных геронтологических и гериатрических коллективах требует знаний по другим специальностям, связанным с пожилым возрастом. Постоянно возрастает значение гериатричес-кой реабилитации и профилактики. Спецификой профессионализма социального работника является знание законов, связанных с правами пожилых людей, в том числе пенсионных законов, а также системы государственных и частных социальных, культурных и медицинских услуг.
Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста — социальная реабилитация — это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, реализация им своего творческого потенциала успешно преодолевается использованием специальных технологий, среди которых наиболее распространенными являются трудотерапия и арт-терапия. Трудотерапия — активный метод восстановления и компенсации нарушенных функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта. В реабилитационной работе с пожилыми используются несколько вариантов трудотерапии, которые различаются по основным задачам, средствам и методам осуществления.
1. Общеукрепляющая (тонизирующая). Является средством повышения общего жизненного тонуса пожилого человека и создает психологические предпосылки для реадаптации.
2. Обучение самообслуживанию (бытовая реабилитация). Этот вид трудовой терапии можно начинать как можно раньше, так как ее цель — устранение беспомощности старого человека.
3. Восстановительная (функциональная). Цель — воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему для восстановления нарушенной патологическим процессом функции через соответственно подобраннее виды трудовой деятельности.
4. Развлекательная (терапия занятостью). Ее цель — уменьшение выраженности отягощающих факторов, обусловленных вынужденным продолжительным пребыванием в ограниченном пространстве.
5. Профессиональная. Направлена на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии.
С помощью специальных социальных служб по трудоустройству пожилых и инвалидов их обеспечивают работой с уменьшением ее объема, темпа (вплоть до произвольного) и нормы выработки. Арт-терапия (концерты, занятия музыкой, сценическое искусство, танцы, рисование, и др.) не только повышает эмоциональный заряд пожилого человека, но и способствует укреплению социальных контактов. Арт-терапия может проводиться в социальных центрах, центрах психического здоровья или стационарах дневного пребывания, интернатах и других социальных учреждениях.