И-М-СУХАНОВА

Русское художественное стеклоделие в конце XVII — начале XVIII века вступило в период быстрого развития. Прежде всего это проявилось в деятельности Духанинского и Измайловского заводов. Центром стеклоделия в России стал Петербург, где создавались разнообразные художест­венные изделия из стекла. Петр I целеустремленно развивал русскую промышленность, в том числе и стекольную. Он посылал русских мастеров для ознакомления с производством художественного стекла в Венецию и другие города, что позволяло русскому стеклоделию идти в ногу с лучшими достижениями этого вида декоративного искусства, сохраняя свою самобытность и своеобразие.

При Петре I был построен стекольный завод на Воробьевых горах под Москвой. Он мыслился как образцовый завод, который должен был готовить мастеров для других предприятий. Завод вы­пускал высококачественную посуду и зеркала.

Во втором десятилетии XVIII века возникли Ямбургские заводы (Жабинский и Ямбург-ский) ', которые прекратили свое существование уже в 30-х годах XVIII века, и дальнейшие по­пытки их восстановить не увенчались успехом. Говоря об этих заводах, первый исследователь исто­рии петербургских стекольных заводов К. А. Большева 2 упоминает о мастерах Иване Пугачеве, Михаиле Некрасове, Даниле Сущеве.

Продукция Ямбургских заводов была очень разнообразна. Можно предполагать, что на этих заводах уже в начале XVIII века создавались художественные сосуды из хрусталя с вензелями и гербами. При передаче заводов Эльмзелю были составлены описи, из которых видно, что на заводах изготовлялись оконные стекла, зеркала, фонарные стекла, «цесарская и черкасская» и цветная


1 Заводы при Петре Т принадлежали князю А. Меншикову, после его опалы были отобраны в казну,
позднее сданы в аренду В. Эльмзелю, который арендовал их до 1738 года, после чего указом императрицы
Анны Иоанновны эти заводы были переданы в ведение Канцелярии от строений.

2 К. А. Большева. Петербургские заводы художественного стекла. 1941. Рукопись. Архив Акаде­
мии художеств в Ленинграде.


575


посуда и вырабатывались пивные сосуды на «Измайловский манер». Это дает возможность гово­рить об определенной преемственности в работе этих заводов.

Как предполагают', в начале XVIII века на Московском заводе, где работали украинские мастера, применялась роспись эмалью, как в украинском стекле. В изделиях Ямбургских заво­дов подобной росписи не применяли.

В 30-х годах в Петербурге был основан Императорский стекольный завод. На нем работали мастера с Ямбургских заводов, туда же было перевезено и оборудование этих заводов. Естест­венно, что продукция первых лет существования Императорского завода была очень близка к из делиям Ямбургских заводов.

К. А. Большева 2 считает, что на заводе работали русские и иностранные мастера и упоми­нает русских мастеров: мастера точки и полировки Ивана Копылова, мастера Максима Севрико-ва, мастера Филиппа Иванова и других.

Кроме собственных изделий, на заводе обрабатывались и иностранные вещи, которые укра­шались здесь гербами и вензелями.

Для правильной оценки истории русского стеклоделия начала века интересны замечания из­вестного русского экономиста Ивана Посошкова. Он писал: «А как у нас на Руси обретаются ве­щи... стеклянная посуда, зеркала, очки, оконные стекла — то всем тем надобно управляться нам своим, а у иностранцев отнюдь никаких тех вещей и на полцены не покупать». Можно предпола­гать, что уже в этот период стекло не только ввозилось из-за границы, но его производство раз­вивалось достаточно быстрыми темпами внутри страны.

Уже в начале столетия, кроме казенных заводов, появились и частные предприятия. Так, на­пример, в 1728 году в селе Новом, Можайского уезда, была построена стекольная и хрустальная фабрика В. Мальцева 3.

В Государственном Русском музее хранится бокал бесцветного стекла с гравировкой. Над­пись на ножке бокала свидетельствует о том, что сосуд был создан на фабрике Немчиновой 4.

К 1760 году в России уже работало более 25 стекольных заводов, большинство из них явля лось небольшими мануфактурами.

Во второй половине XVIII века самым значительным явлением художественного стекло­делия были работы Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова, фабрики В. Мальцева, Николо-Бахметьевского завода5 и Потемкинского завода в Петербурге (позднее, с 1791 г. — Импера­торский завод).

В 1752 году М. В. Ломоносовым была построена в Усть-Рудице стеклянная фабрика. Фаб­рика выпускала мозаичные смальты, бусы, стеклярус, бисер, стеклянную посуду. М. В. Ломоносов восстановил секрет производства мозаичных смальт и разработал новые рецепты цветного стекла, богатую палитру цветных стекол, превосходившую современную ей западноевропейскую. Усть-Ру-дицкая фабрика работала недолго (с 1754 по 1766 г.), но составила важный этап в развитии рус­ского стеклоделия. Помимо разработки рецептуры цветных стекол и создания ряда известных мо­заичных картин6, ее значение состоит еще и в том, что на ней работали и получили соответст­вующую подготовку мастера 7, которые позднее были переведены на Императорский завод, куда

1 К. А. Большева. Указ. соч.

2 Т а м же.

3 Б 1777 году фабрика была переведена во Влади мирскую губернию на реку Гусь. Ныне завод Гусь-Хру­
стальный.

4 Н. Т. Яглова. Художественное стекло заводов Немчиновых. «Сообщения Гос. Русского музея»,

И. Л., 1959, стр. 42.

5 Ныне завод «Красный гигант».

6 См. главу «Мозаика».

7 В 1755 году па заводе работали 11 мастеров.

576



359. Штоф. Бесцветное стекло. Начало XVIII в.


и перенесли культуру, опыт и достижения М. В. Ломоносова. М. В. Ломоносовым применялся ■пособ горячего прессования стекла и была изобретена конструкция первого пресса для этого. Его фабрика выпускала «мозаичные столы, кабинеты, шкатулки, зеркальные рамы, табакерки» в прочие предметы из стекла. Работы великого ученого сыграли большую роль в развитии производ­ства декоративных и архитектурных деталей из стекла. В развитии художественного стеклоделия многое сделали и ученики М. В. Ломоносова, ставшие крупнейшими мастерами.

Во второй половине XVIII века смальты часто применялись не только для создания мозаич­ных картин, но и в мебели (в столешницах и ножках). Смальты фабрики М. В. Ломоносова были использованы в интерьерах Китайского дворца в Ораниенбауме (пол в «стеклярусном кабинете», обрамление портретов и три стола с мозаичными досками. Один из Этих столов приписывают ма­стеру Петергофской гранильной фабрики Кузьме Котельникову с товарищами) '.

Известное бисерное панно середины XVIII века с изображением помещичьей усадьбы (Эр­митаж) было сделано из бисера Усть-Рудинкой фабрики. Панно исполнено русскими крепостны­ми мастерицами, в нем изображен быт помещичьей усадьбы: дом, парк, крестьяне за работой, раз­личные домашние животные и т. п.

1 Б. А. Шелковпиков. Художественное стеклоделие в России. В кн.: «Художественное стекло и его применение в архитектуре». М.—Л., 1953, стр. 72.

return false">ссылка скрыта

577


Крупнейшим заводом художественного стеклоделия XVIII века был «Императорский» завод, на котором использовались опыт и кадры других заводов. Так, например, в 1751 году Академия на­ук по просьбе Канцелярии от строений (в ведении которой находился завод) поручила М. В. Ломо­носову обучить мастера завода Ивана Конерова составлению масс для создания цветной посуды. С 1752 по 1753 год у Ломоносова обучался «архитектурный ученик» Петр Дружинин, который и начал работать на заводе по выпуску цветного стекла. Это было началом широкого расцвета про­изводства цветного стекла в России.

В 1768 году среди рабочих завода упоминается мастер мозаичного дела Прохор Кириллов. Завод выпускал парадную посуду, виртуозную по технике, прекрасную по формам и декору; славил­ся замечательным цветным стеклом и хрусталем, чистым, звонким, сверкающим. Более 150 лет Императорский завод стекла заслуженно считался лучшим в России и одним из передовых в Евро­пе. В усовершенствовании техники производства на нем принимал участие знаменитый русский изо­бретатель И. П. Кулибин. Для завода создавали проекты изделий крупнейшие русские зодчие: Ч. Ка­мерон, А. Воронихин, Т. Томон, В. Стасов и другие.

На другом крупнейшем заводе — Николо-Бахметьевском — также работали искусные масте­ра, создававшие изделия из цветного прозрачного стекла (золотого рубина, кобальтового, фиолетово­го), глушеного стекла (молочного и голубого) и изделия из филигранного стекла (с витью). Боль­шинство мастеров, работавших на русских заводах в XVIII веке, осталось неизвестным, и лишь име­на немногих из них сохранила для нас история. Таково, например, имя мастера Николо-Бахметьев-ского завода А. Вершинина.

В Русском художественном стеклоделии всегда создавалась не только посуда, имевшая в пер­вую очередь утилитарное значение, но и изделия декоративного характера. Особенно возросла

390. Бутыль. Зеленое стекло. Середина XVIII в. 391. Штоф. Зеленое стекло. 1749



392. Кухля. Зеленое стеы.О, 1730

потребность в декоративных изделиях из стекла в России в XVIII веке со времени расцвета дворцо­вого строительства.

На Императорском заводе изготовлялась в большом количестве не только высокохудожест­венная посуда, но и превосходные осветительные приборы1, крупные декоративные вазы и мебель. В них прекрасно используются декоративные возможности сочетания стекла с металлом, что очень характерно для XVIII века.

В 80-х годах архитектор Ч. Камерон удачно применил стекло в отделке интерьеров комнат з Екатерининском дворце в г. Пушкине. Стены спальни Екатерины II были украшены плитками молочно-белого стекла; тонкие, стройные колонки фиолетового стекла подчеркивали легкость и нарядность декора интерьера. Синие стеклянные медальоны, белые и синие стеклянные плитки, колонки из синего стекла, прозрачное цветное стекло с подложенной под него серебряной парчой — ие это гармонично входило в декор другой комнаты дворца, так называемой «табакерки». Для этой же комнаты по рисунку Ч. Камерона был создан на Петербургском заводе ломбер­ный столик из стекла. В оформлении интерьера стекло, благодаря его прозрачности, светопре-ломляемости и способности воспринимать различные окраски, дает богатые художественные эф­фекты.

В 1793 году по проекту архитектора Старова в Зимнем дворце была отделана спальня Алек­сандра I, в декоре которой также было использовано стекло2.

Интересно использовались свойства стекла в декоре интерьеров зеркалами. Со второй поло­вины XVII века зеркала начали применяться как украшение главным образом не парадных, а ин­тимных покоев. В XVIII веке они становятся элементом декора парадного дворцового интерьера

1 См. главу «Осветительные приборы».

2 А. В. Суслов. Зимний дворец (1754—1927). Исторический очерк. Л., Комитет популяриз. худож.
и I. 1928 (Эрмитаж).


579


архитекторов Растрелли, Камерона и других. И. П. Кулибин изобрел оригинальную систему осве­щения темных коридоров зеркалами, использовав великолепный по чистоте и блеску хрусталь. Зер­кала, бесконечное число раз отражая пространство интерьера и находящиеся в нем предметы, со­здавали иллюзию огромного простора и широты. Они прекрасно сочетались с хрустальным декором осветительных приборов, отражавшихся в зеркалах тысячью огоньков и оттенков. Перед зеркалами ставились консоли, фарфоровые статуэтки, по сторонам зеркал располагались стенные бра, сильно вынесенные вперед так, чтобы пламя свечей отражалось в зеркалах. Позднее, во второй половине века, зеркала иногда использовались как рефлекторы, перед которыми ставили источник света — консоли, жирондоли и др. Делались целые зеркальные стены в небольших комнатах (березовые до­мики Гатчины и Петергофа). Располагавшаяся перед зеркальной стеной зелень создавала впечатле­ние огромного пространства за ней.

Большого разнообразия форм и декора достигло русское стекло XVIII века в области сосудов настольного характера: ваз, бокалов и другой посуды.

Формы стеклянных сосудов XVIII века были весьма разнообразны. Здесь и хрустальные бока­лы на высоких тонких ножках, и огромные кубки с высокими крышками (уходящие своими истока­ми в искусство XVII в.), и простые по форме, устойчивые штофы, и своеобразные сосуды-бочонки на низких ножках (аналогичные керамическим кухлям), и разнообразной формы графины, рюм­ки, вазы, и т. п. В течение века эти формы менялись сравнительно мало. Гораздо большей эволю­ции подвергалась декорировка изделий. Разнообразие способов художественной обработки стекла, расширение цветовой гаммы, развитие технологии — все это обусловило большое многообразие де­кора. Гравировка и живопись на стекле располагают огромными возможностями для передачи целых сюжетных композиций, мельчайших деталей, тончайших узоров. Разнообразная цветовая гамма является источником создания эмоциональных, жизнерадостных, красочных произведений.



394. Чайник. Светло-синее стекло. Середина XVIII в.

Наиболее ранние произведения русского стекла еще очень просты по формам и декору. Точно аннотированных изделий Измайловского завода не сохранилось, существуют только описи. Изделий Ямбургских заводов сохранилось очень мало, точно датируется лишь стеклянный колокол 1723 года (Русский музей). Простой, ясный по форме колокол сделан из прозрачного бесцветного стекла и украшен выгравированными изображениями вензеля и короны, а также надписью. Декор прост и четок, он свободно располагается на сосуде, подчеркивая его форму. Большинство сохранившихся от начала XVIIIвека произведений художественного стекла относится к этому же стилю. Простые, приземистые, устойчивые, они украшены вензелями Петра I, короной и скромным растительным узором (илл. 389). Изобразительный мотив вводится еще очень робко, изображение еще крайне просто, легкий побег, свободно поднимаясь вверх, окаймляет центральное изображение.

Постепенно декор сосудов все более усложняется, хотя основная схема композиции и конст­руктивная четкость в основном сохраняются. Произведения украшаются богатой гравировкой, изо­бражающей целые сюжетные сцены.

В стекле петровского периода (первая четверть XVIIIв.) преобладали кубки бесцветного стекла с гравировкой и изделия из цветного, главным образом, зеленого, прозрачного стекла с рос­писью и цветной витью. В Эрмитаже экспонированы изделия с изображениями кораблей, гербов и с подробными пояснительными надписями, что так характерно для народного искусства.


581



 


Среди изделий из стекла, связанных с именем Петра I, интересен бледно-зеленый, прозрач­ный штоф с портретом Петра I и надписью «Царь Петр I» (Музей этнографии в Ленинграде). Фор­ма сосуда, характер растительного орнамента (гирлянда из веток — серые листья с красными яго­дами), изображения короны и двух розеток — все это дает основание отнести этот штоф к издели­ям народного стекла начала века. Портрет Петра выполнен, вероятно, позднее и неудачен.

От начала XVIII века датированных изделий из стекла сохранилось чрезвычайно мало '.

Наиболее распространенным видом стекла в первой половине XVIII века продолжало остава­ться бесцветное (так называемое «белое») и зеленое прозрачное стекло. Изделия из белого стекла обычно декорировались гравировкой и гранением, из зеленого — росписью. Наиболее распростра­ненными формами изделий из бесцветного стекла были большие кубки с крышками, бокалы и штофы. В их гравированном декоре ярко проявилось замечательное мастерство русских грави­ровщиков, умевших с необыкновенной точностью и красотой воспроизводить всевозможные изо­бражения, начиная от простых гирлянд, вензелей и гербов и кончая миниатюрными портретами, пейзажами и целыми сюжетными сценами (илл. 395).

С самого начала и на протяжении всего века был очень широко распространен декор сосудов вензелями и гербами. Органически связанные с формой сосуда, прекрасно построенные, тонко, с необычной виртуозностью выполненные, они столь же высокохудожественны, как и сюжетные сцены или растительный орнамент. Прекрасным примером подобного произведения является штоф с вензелем Елизаветы Петровны. Чрезвычайно простой по форме, представляющий собой прямоу­гольный нерасчлененный сосуд, он великолепно декорирован гравировкой. Свободно вьются по боко­вым стенкам штофа стебли растений с листьями и плодами. Как своеобразный сверкающий ме­дальон, украшает поле сосуда выгравированный вензель с короной. Композиция построена очень просто, четко и стройно: изображение короны органически связано с вензелем, все элементы узо­ра естественно и крепко связаны между собой. Гравировка тончайшая, почти ювелирная. Узор под­черкивает форму сосуда. Упругие листочки, гибкие побеги, чашечки цветов — все это мастерски выгравировано на стекле. Отдельные элементы орнамента мягко перетекают один в другой, хорошо связаны в единую целостную композицию, полную внутренней жизни, лишенную сухости и моно­тонности.

Необычайное мастерство композиции и исполнения характеризует и бокалы бесцветного про­зрачного стекла, например бокал с изображением пейзажа с архитектурой (Русский музей). Изоб­ражение расположено фризом по самой широкой части сосуда. С необыкновенной тонкостью на прозрачном стекле выгравированы высокие дома с крутыми кровлями и большими окнами, деревья с длинными ветвями и причудливыми плодами, плетеная изгородь и т. п.

На другом хрустальном кубке (Эрмитаж) изображена битва двух отрядов воинов. Действие развертывается на фоне мастерски выгравированного пейзажа. Под фризом расположены малень­кие клейма с тончайшими гравированными пейзажами и целыми сценами.

Для русских стеклянных изделий этого периода характерна свободная композиция узора, без сухой симметрии и скучной детализации декора. Даже в изображении традиционного герба рус­ские художники допускали отклонения от канона. В этом отношении интересен бокал бесцветного стекла с портретом Екатерины (Русский музей), в декоре которого привычный геральдический орел вырастает из головы веселого амура. Сочный, пластичный, свободно скомпонованный орнамент это­го и аналогичных бокалов близок узору лепных орнаментов в архитектуре Растрелли. Часто узор,( гравированный на сосудах бесцветного стекла, дополнялся росписью золотом, как это делалось и в лепном декоре в архитектуре.

В первой половине XVIII века продолжало создаваться и знаменитое «потешное стекло»: со­суды с заключенными в них стеклянными фигурками и сосуды в форме животных — изделия

1 Необходимо отметить, что атрибуция изделий из стекла крайне затруднена отсутствием на них ка­ких-либо марок и подписей, а потому часто весьма приблизительна и ориентировочна.


397. Сосуд «Медведь». Бесцветное стекло с росписью. Вторая половина XVIII в.

Вторая половина XVIII века славилась изделиями из бесцветного и цветного стекла с росписью золотом, серебром и эмалями (илл. 394, 401). Замечательные изделия из красного (золо­той рубин), зеленого, синего, фиолетового и желтого стекла выпускал Императорский завод. Им не уступала по качеству посуда Николо-Бахметьевского завода.

Наиболее ранние из сохранившихся изделий цветного стекла: ажурная ваза с надписью С. П. Бург 1786 г. Императорского завода ' и кпшпо 1789 года Николо-Бахметьевского завода (илл. 403) 2.

1 Императорский завод. Сервиз был исполнен в конце века для А. Г. Орлова из бесцветного стекла и декорирован росписью золотом.

2 Б. А. Ш е л к о в н и к о в. Указ. статья.

585

(^



396. Вазочка. Бесцветное стекло. Вторая половина XVIII в.


народных мастеров, так называемое «гутное стекло» ' (илл. 396). В подобных изделиях поражает бо­гатство фантазии и выдумки, стремление украсить сосуд как можно богаче и затейливее — чисто на­родная, близкая к фольклору черта. В сосудах-зверях, несмотря на их своеобразную условность, всегда проявляется большая наблюдательность мастера, который умеет подметить естественную по­зу, повадку животного. Например, в сосуде светло-зеленого стекла (Музей этнографии в Ленин­граде), напоминающем зайца с расставленными ушами, зорко подмечен момент, когда зверек как бы настороженно прислушивается. Очень естественен и сосуд-медведь (Эрмитаж; илл. 397), который, стоя на задних лапках, передними как бы гладит морду. Сосуд расписан крупными, соч­ными мазками.

Для художественных изделий из стекла середины XVIII века характерно усиление декоратив­ной пышности орнаментики, когда почти вся поверхность украшаемых сосудов покрывалась орнамен­том. Однако при этом мастеру всегда удавалось сохранить единство декора с формой сосудов, из­бежать излишества и перегрузки, чем грешат многие изделия более позднего периода.

В середине века продолжали бытовать и изделия из зеленого прозрачного стекла с росписью. Таков, например, штоф с датой 1749 год (илл. 400, 391, 392).

1 Гутное стекло — изделия из стекла, создававшиеся в небольших стекольных мастерских (гутах).

584


399. Рюмочка, графин, бокал. Цветное стекло. Императорский завод. 1780



398. Графин. Цветное стекло. Императорский завод. Конец XVIII в.

 


Кашпо Николо-Бахметьевского завода чрезвычайно просто по форме и декору: по верху со­суда идет фриз из цветочных гирлянд с лентами, ниже изображены цветы и летающие бабочки. Внизу — надпись, окаймляющая весь сосуд. Роспись очень свободна и реалистична.

Произведения этого периода красноречиво говорили языком самого стекла, которое даже без орнаментации было необыкновенно красиво по цвету, по великолепно найденным формам. Часто такие сосуды декорировались росписью золотом, которая применялась в небольших количествах, строго и со вкусом. Композиции состояли из вензелей с гирляндами цветов и пальмовых ветвей. Характерным примером подобных изделий является графин цветного стекла конца века (илл. 398), созданный на Императорском заводе. Легкая, грациозная роспись золотом украшает поверхность сосуда: внизу — фриз из кругов с розетками, в центре — в медальоне вензель, окруженный цветоч­ной гирляндой, еще выше — пояс гирлянд из цветов и листьев, по горлышку графина — более ску­пой геометрический фриз. Небольшую плоскую пробку графина украшает крошечная ветка, легко намеченная несколькими мазками кисти.

Очень близок к этому графину по характеру росписи и Орловский сервиз (илл. 399).

В течение всего XVIII века в России была широко распространена роспись густыми неяркими Эмалевыми красками сосудов (бутылей, штофов, кувшинов и т. п.) из простого бесцветного или

586

\


Очень близок к упомянутому и штоф прозрачного цветного стекла с изображением птицы, а также штоф из бесцветного стекла с вензелем, короной и крупным цветком на стебле с листьями (Музей в Кускове). И здесь изображение чрезвычайно близко к характеру народных росписей.

Интересен штоф светло-зеленого стекла, на котором росписью эмалевыми красками изобра­жены с одной стороны женщина в национальном русском костюме — кике и шугае — с веером в руке, с другой — мужчина в костюме петровского времени (Исторический музей). Более сложный узор украшает штоф с надписью: 1776 год (Исторический музей). Изображены обнявшаяся пара, женщина с бокалом в руке и мужчина, играющий на скрипке.

К этому же кругу произведений относится бутыль середины XVIII века с изображением эма­левыми красками четырнадцати сцен из истории Иосифа Прекрасного (Исторический музей; илл. 390). Каждая из сцен сопровождается пояснительными надписями. Любопытно, что все персо­нажи истории Иосифа одеты художником в костюмы петровского времени. Надписи, как и вся рос­пись бутыли, свидетельствуют о народном происхождении этого произведения.

401. Кружка. Фиолетовое стекло. Императорский завод. Конец XVIII в.


Зеленого стекла. Подобную посуду в больших количествах выпускали частные заводы. Ее расписы­вали зеленой, синей, белой, красной, желтой или коричневой эмалевой красками. В росписях изо­бражались растения, животные (например, львы и единороги, идущие от традиций XVII в.), челове­ческие фигуры в костюмах петровского времени, занятые игрой на музыкальных инструментах, Адам и Ева по сторонам райского дерева и прочие сцены. В этих росписях особенно ясно видна связь живописи на стекле с другими видами народного искусства: с росписями по дереву и на израз­цах, с изделиями, украшенными финифтью, с мотивами народных вышивок. Это указывает на исто­ки искусства русского художественного стеклоделия, лежащие в народном творчестве, и позволяет предполагать, что на стекольных заводах работали народные художники и мастера, вносившие в декор свое миропонимание, свой вкус.

Типичным примером сосуда из зеленого стекла с росписью является штоф 1796 года (Музей в Кускове). На нем очень живо, крупными свободными мазками изображена птица, растительные побеги и дата 1796. Лаконизм художественных средств и их выразительность, чрезвычайно харак­терные для произведений народного искусства, являются основными чертами этого штофа.

588


Жива, свободна, грациозна и роспись перечницы молочного стекла (Исторический музей). Не­сколько легких, пластичных мазков — и поверхность сосуда оживает, трепещет.

Изделий из молочного или опалового стекла во второй половине века создавалось достаточно много, о чем свидетельствуют коллекции наших музеев. Вопрос о происхождении и месте их произ­водства еще спорен, как и многие вопросы, связанные с происхождением и историей развития русского художественного стеклоделия. В конце века роспись таких изделий достигла огром­ного мастерства, часто это настоящие миниатюры на стекле, решающие сложные сюжетные композиции.

В конце века продолжалось и производство изделий из бесцветного стекла двух видов: 1) про­стой посуды, слегка расписанной белой эмалью или пурпуром и 2) более дорогих, часто уникаль­ных произведений с росписью золотом, гравировкой и гранением.

Тонкая, легкая, блестящая по мастерству исполнения, сложная по композиции гравировка на мелких сосудах, столь излюбленная в первой половине и середине века, сменяется в конце столетия интересом к созданию больших декоративных сосудов, а также к изделиям из свинцового хруста­ля, который до этого применялся, главным образом, в декоре осветительных приборов.

На рубеже XVIII и XIX веков пользовались известностью произведения мастера Николо-Бах метьевского завода Александра Вершинина. Сохранился стакан работы Вершинина с изображением жанровой сцены в пейзаже (илл. 402). Между двумя прозрачными стенками стакана, сверху спаян­ными и позолоченными, вставлен рисунок из цветной бумаги, моха и соломы, изображающий гуляю­щую в саду у фонтана группу людей. Живо переданы их позы и жесты, детально изображена архи­тектура фонтана, окружающие его деревья и растения. Однако подобные произведения больше привлекают своей выдумкой и мастерством исполнения, нежели художественностью.


591


В росписях рассмотренных изделий проявлялись богатая фантазия, неистощимая выдумка, де­коративный дар русских мастеров. Мотивы орнамента, манера росписи подобных сосудов близки народному искусству. Место производства этих изделий — вопрос еще мало изученный. Некоторые исследователи склонны считать их продукцией купеческих заводов (Мальцева и других). Не менее вероятно предположить, что их производили кустарные народные мастерские.

Частные заводы XVIII века в России выпускали продукцию, подражавшую изделиям Импера­торского завода (изделия бесцветного стекла с гравировкой).

Для второй половины XVIII века характерны также изделия из молочного стекла с росписью Эмалевыми красками. На них изображались гирлянды, цветы и целые сцены с человеческими фи­гурками на фоне пейзажей. Обычно это были изделия небольшого размера (илл. 400).

Очень красив сосуд молочного стекла в форме птицы (Эрмитаж), оперение которой расписа­но нежной голубой и фиолетовой красками, невольно приводящими на память колорит интерьеров архитектора Ч. Камерона.

402. А. Вершинин. Стакан. Бесцветное стекло. Николо-Бахметьевский завод. Конец XVIII в.


 


Развитие русского художественного стеклоделия к концу XVIII века достигло такого уровня, что 25 октября 1800 года был издан указ: «По достаточному количеству выделываемого на заводах стекла, зеркал и всякого рода хрусталя повелеваем привозных из-за границы запретить» '.

Эволюция форм изделий из стекла и их орнаментации в течение XVIII века шла в русле раз­вития всего русского искусства и была близка к другим видам декоративного искусства. Много об­щего, например, не только в росписи молочного стекла и росписи изделий из фарфора, но и в гра­вировке по бесцветному стеклу и металлу; в росписях деревянной крестьянской утвари севера XVIII века (например, в росписи туесов) и росписях стеклянных изделий. В то же время декор стеклян­ных сосудов своеобразен, связан со спецификой материала, определяется своим эмоциональным строем, характерным для стекла как декоративного материала.

В русском стекле XVIII века наблюдается почти полное отсутствие изделий без декора. В Этом сказывается стиль эпохи, с одной стороны, и связь с народными традициями — с другой. Тен­денция к декоративной пышности, насыщенности предмета узором, столь типичная для русского ис­кусства XVIII века, и богатая народная фантазия, любовь к звучной жизнерадостной палитре, стремление украсить каждый предмет быта — таковы истоки основных особенностей русского худо­жественного стекла XVIII века.

Интенсивно развиваясь на крупнейших заводах страны, русское художественное стеклоделие XVIII века достигло больших успехов и оставило много непревзойденных образцов, поражающих красотой формы и декора, огромным мастерством и виртуозностью исполнения. Мастерство и та­лант народных мастеров, работа в художественном стекле художников-профессионалов и архитекто­ров, участие в развитии его технологии крупных ученых — все это явилось основой быстрого рас­цвета русского стеклоделия. От изделий петровского времени, простых по форме и орнаментам, че­рез пышность декора и разнообразие форм и видов изделий середины и второй половины века к лаконизму и четкости орнаментации изделий конца века — таков путь развития русского стекла XVIII века.

1 Полное собрание законов Российской империи'. I ПМЗ, т. XXV, № 19197.