Основная часть 85 мин.

1-й Вопрос: Понятие выдачи (экстрадиции) лиц. Основания и порядок процедуры выдачи (экстрадиции) лиц.

В Великобрита­нии и США под выдачей понимается прежде всего процесс, в ходе которого одно государство по просьбе другого возвращает лицо для судебного разби­рательства и уголовного наказания согласно законам государства, запросив­шего данное лицо2.

В соответствии с действующим законодательством России выдача (экстрадиция) имеет немножко другой смысл.

Выдача (экстрадиция) представляет собой особое направление взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ, состоящая в совокупности действий, осуществляемых конкретными органами государства, направленных на обеспечение принудительной доставки лица органам другого государства[15].

Выдаче (экстрадиции) должны способствовать наличие некоторых условий:

Во-первых, должно быть материальное основание выдачи (экстрадиции). Ими является:

- наличие совершённого деяния, которые по внутреннему законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон являются уголовно наказуемыми, и, за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое;

- наличие приговора, который необходимо привести в исполнение за такие деяния, которые в соответствии с внутренним законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон являются уголовно наказуемыми и за их совершение лицо, выдача которого запрашивается, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или более строгому наказанию;

Во-вторых, должно быть процессуальное основание, которым является, соответствующий запрос. Кроме того, к запросу о выдаче должны быть приложены:

- заверенная копия постановления о заключении под стражу;

- заверенная выписка из УК РФ текста статей, по которым квалифици­руется преступление;

- описание внешности преступника;

- при наличии - фотография и отпечатки пальцев.

Ходатайство о выдаче и прилагаемые документы подписываются и скрепляются гербовой печатью органа, от которого они исходят.

Вопросами выдачи (экстрадиции) в РФ, в соответствии со ст. 80 Минской конвенции, решается через Генеральную прокуратуру, в которой создан специальный отдел экстрадиции. Непосредственно вопрос о выдаче принимает сам Генеральный прокурор после тщательного изучения всех материалов о лице, подлежащем выдаче.

В случае получения от иностранного государства запроса о выдаче лица Генеральный прокурор РФ (или его заместитель) решает вопрос о необходимости избрания меры пресечения к лицу, в отношении которого направлен запрос о выдаче, для обеспечения возможности выдачи лица в порядке, установленном статьей 466 УПК РФ. Такие же положения содержатся в статьях 60-62 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года[16].

Если к запросу о выдаче лица прилагается решение Судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель вправе избрать в отношении этого лица меру пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу без подтверждения этого решения судом Российской Федерации. При этом срок содержания лица под стражей не может превышать предельный срок, предусмотренный для данного вида преступления статьей 109 УПК РФ. О совершенных процессуальных действиях и их результатах Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель обязаны незамедлительно уведомить компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица.

Постановление об аресте или задержании лица, выдача которого наме­чается, должно выноситься или санкционироваться прокурором, которому дано поручение Генеральным прокурором РФ или вышестоящим прокуро­ром. С учетом специфики случаев такого рода уголовно-процессуальными основаниями для этого должны стать:

- наличие фактических данных, свидетельствующих не только о том, что лицо, о котором идет речь, «может скрыться от дознания и предвари­тельного следствия» (ст. 91 УПК РФ), но и о том, что оно совершило престу­пление, могущее повлечь выдачу;

- постановление (определение) органа, ведущего производство по уго­ловному делу в запрашивающем государстве, о заключении конкретного ли­ца под стражу или о его задержании либо заверенная копия приговора к ли­шению свободы;

- решение Генерального прокурора РФ о выдаче лица запрашивающе­му государству;

- требование (просьба) о выдаче (либо его заверенная копия).

Статья 61 Минской конвенции 1993 г. предусматривает взятие под стражу или задержание до получения требования о выдаче. При этом в хода­тайстве должны содержаться ссылка на постановление о взятии под стражу или на приговор, вступивший в законную силу, и указание на то, что требо­вание о выдаче будет представлено дополнительно. Лицо может быть задер­жано и без ходатайства, если имеются предусмотренные законодательст­вом основания подозревать, что оно совершило на территории другой дого­варивающейся стороны преступление, влекущее выдачу.

В ходатайстве должна содержаться не ссылка на поста­новление о взятии под стражу или приговор, вступивший в законную силу, а к нему должны быть приложены указанное постановление или приговор. По­становление о взятии под стражу (задержании) должно быть вынесено ком­петентным лицом (следователем, которому поручено ведение дела о лице, подлежащем выдаче). Постановление об аресте должно быть санкционировано прокурором, которому дано соответствующее поручение Генеральным прокурором .

Сроки заключения под стражу, указанные в международных договорах о правовой помощи разнообразны. Договоры не устанавливают предельных сроков заключения под стражу при получении требования о выдаче, нередко ссылаются на решение по поводу даты передачи выдаваемого лица.

Статья 60 Минской конвенции 1993 г. в регламентирует срок содержания под стражей. При освобождении лица должна быть ссылка в постановлении на ст. 62 Минской конвенции. В Указаниях, подготовленных Генеральной проку­ратурой РФ, вопросы освобождения разрешаются территориальными прокуро­рами. Согласно ст. 59 Конвенции лицо может содержаться до 3 месяцев.

Так, лицо содержится 1 месяц, если требование о выдаче не содержит всех необходимых данных и запрашиваемая договаривающаяся сторона вы­нуждена затребовать дополнительные сведения, для чего устанавливается срок до 1 месяца. Этот срок может быть продлен еще до 1 месяца по ходатай­ству запрашиваемой договаривающейся стороны. Если запрашивающая до­говаривающаяся сторона не представит в установленный срок дополнитель­ных сведений, то запрашиваемая договаривающаяся сторона должна освобо­дить лицо, взятое под стражу.

В уголовно-процессуальном законодательстве нашей страны иной по­рядок продления сроков содержания под стражей. Рассмотренные положения ст. 59 Минской конвенции 1993 г. противоречат ст. 50 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г.1

Кроме того, в связи с тем, что выдача предполагает возможность по­следующего уголовного наказания выданного лица, в договорах о правовой помощи, заключенных Россией со странами СНГ и дальнего зарубежья, не­обходимо предусмотреть, чтобы все проведенное в заключении время до вы­дачи засчитывалось бы в срок наказания.

Изменения, внесенные п. 13 Протокола к Минской конвенции 1993 г. в ст. 60, устанавливают, что теперь по получении требования о выдаче запра­шиваемая сторона немедленно принимает меры не только к взятию лица под стражу, но и к его розыску.

 

2-й Вопрос: Законодательство, регулирующее институт выдачи (экстрадиции) лиц.

Во многих государствах в целях регулирования процесса выдачи заключаются специальные до­говоры или в более широкие договоры включаются соответствующие положения об экстрадиции. В мире существует огромное количество двусторон­них договоров об экстрадиции. Это, например, соглашение между Германией и Югославией (1970 г.), Германией и Австралией (1987 г.), Бельгией и Авст­ралией (1985 г.) и т.д.4 По инициативе VII Конгресса ООН по предупрежде­нию преступности, состоявшегося в 1985 г., был разработан Типовой договор об экстрадиции5, который одобрила Генеральная Ассамблея ООН своей ре­золюцией от 14 декабря 1990 г.

Вопросам выдачи посвящен ряд соглашений общего характера, напри­мер, Минская конвенция 1993 г., Европейская конвенция о выдаче (экстра­диции) (1957 г.) и два Дополнительных протокола к этой Конвенции, уточ­нивших ряд вопросов (1975 и 1978 гг.). В последнее время Российской Феде­рацией заключались и двусторонние договоры в этой области.

В Уголовном кодексе РФ существует ст. 13, посвященная вопросам выдачи; в Уголовно-процессуальном кодексе РФ — глава 52. На данный мо­мент Генеральной прокуратурой РФ подготовлены указания, в котором от­ражены особенности экстрадиции иностранных граждан, задержанных в ходе федерального розыска.

Согласно ст. 80 Минской конвенции 1993 г. и договорам о правовой помощи просьба о выдаче, поступившая из другого государства, рассматри­вается Генеральной прокуратурой РФ, где создан отдел экстрадиции, кото­рый занимается рассмотрением ходатайств, поступивших из стран СНГ. Это подразделение проверяет полноту сведений, содержащихся в требованиях о выдаче, наличие необходимых приложений. При неполноте представленных данных оно запрашивает компетентное учреждение иностранного государст­ва о направлении дополнительных сведений, поручает одному из органов расследования провести проверку в отношении лица, выдача которого требу­ется, а при необходимости и арест.

3-й Вопрос: Особенности процедуры передачи (экстрадиции) лиц.

 

Передача выдаваемого лица осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 467 УПК РФ. Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте и времени передачи выдаваемого лица. Если выдаваемое лицо не будет принято в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, то оно должно быть освобождено из-под стражи. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 суток Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем по обоснованному ходатайству иностранного государства.

Компетентные органы иностранного государства должны уведомить Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах производства по уголовному делу против выданного им лица. По просьбе Российской Федерации может быть выслана и копия окончательного решения. На основании международных договоров или принципа взаимности, Российская Федерация может разрешить транзитную перевозку по своей территории лиц, выданных иностранному государству третьим государством. Ходатайство о разрешении такой перевозки рассматривается в том же порядке, что и требование о выдаче. Российская Федерация разрешает транзитную перевозку таким способом, какой она считает наиболее целесообразным[17]. Расходы, связанные с выдачей, несет то государство, на территории которого они возникли, а расходы, связанные с транзитной перевозкой — государство, выступившее с ходатайством о такой перевозке.

При передаче выдаваемого лица соответствующему компетентному органу иностранного государства могут быть также переданы и предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем (ст. 468 УПК РФ), могущие иметь значение доказательств в уголовном деле. Эти предметы передаются по запросу и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти, побега или по иным обстоятельствам не может быть осуществлена.

Если компетентным органам Российской Федерации указанные выше предметы необходимы в качестве доказательств в другом уголовном деле, их передача может быть отсрочена (временно задержана) до окончания производства по делу. Для обеспечения законных прав третьих лиц передача предметов, указанных в комментируемой статье, производится лишь при наличии обязательства соответствующего учреждения иностранного государства о возврате предметов по окончании производства по уголовному делу. Однако, в соответствии с положениями п.3 статьи 78 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, после окончания производства по делу такие предметы должны быть безвозмездно возвращены той Стороне, которая их передала.

Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Основаниями передачи лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина Российской Федерации, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в Российской Федерации являются:

· международный договор Российской Федерации с соответствующим иностранным государством либо

· письменное соглашение Генерального прокурора Российской Федерации с компетентными органами и должностными лицами иностранного государства на основе принципа взаимности (ст. 469 УПК РФ);

· не отбытие лицом полностью или частично назначенного ему наказания в виде лишения свободы;

· если ходатайство о передаче лица для отбытия наказания в государство, гражданином которого оно является, подано (заявлено) самим осужденным либо его представителем, либо по просьбе компетентного органа соответствующего государства с согласия осужденного;

При этом передача лица, указанного в части первой статьи 470 УПК РФ, может быть осуществлена только после вступления приговора в законную силу по решению Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя, который сообщает о состоявшейся передаче суду, вынесшему приговор.

Институт передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, может выступать в ряде случаев единственной возможностью для государства осуществить правосудие над лицами, нарушившими уголовный закон. В данном случае, рассматриваемая передача осужденных к лишению свободы в страны, гражданами которых они являются, выступает одной из форм сотрудничества в борьбе с преступностью. В настоящее время правоохранительные органы Российской Федерации получили возможность в пределах своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими международными организациями, включая Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, Интерполом и другими организациями. При необходимости получения точных сведений о действовавшем или действующем в иностранном государстве законодательстве в связи с выполняемыми или данными поручениями суды, прокуроры, следователи в установленном порядке имеют право обратиться соответственно в Министерство юстиции, Верховный Суд РФ, Прокуратуру, которые запрашивают в установленном порядке учреждения юстиции иностранных государств.

 

В передаче осужденного к лишению свободы судом Российской Федерации для отбывания наказания иностранному государству, гражданином которого он является, может быть отказано в случаях:

· когда ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный;

· если наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;

· если от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска;

· если не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

· если осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации (ст. 471 УПК РФ).

 

Порядок предварительного рассмотрения ходатайства гражданина РФ, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства об отбывании наказания в РФ и разрешения его судом определены в ст. 473-474 УПК РФ:

· ходатайство гражданина РФ, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, либо его представителя об отбывании наказания в Российской Федерации рассматривается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем;

· если Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель придет к заключению о том, что ходатайство подлежит удовлетворению[18], он вносит соответствующее представление в суд субъекта Российской Федерации по месту постоянного места жительства осужденного до его выезда из Российской Федерации (при отсутствии у осужденного постоянного места жительства представление вносится в Верховный Суд Российской Федерации);

· представление Генерального прокурора РФ рассматривается коллегией из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа в закрытом судебном заседании с участием прокурора в порядке и сроки, которые установлены УПК РФ для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора;

· если суд придет к выводу, что представление Генерального прокурора РФ не соответствует законодательству и международным договорам Российской Федерации, им выносится определение об отказе в удовлетворении представления;

· если представление Генерального прокурора РФ соответствует требованиям законодательству РФ и международным договорам России, суд выносит определение об исполнении приговора суда иностранного государства, в котором указываются:

- наименование суда иностранного государства, дата и место постановления приговора;

- сведения и последнем месте жительства осужденного в Российской Федераций, месте его работы и роде занятий до осуждения;

- квалификация преступления, в совершении которого гражданин признан виновным, и на основании какого уголовного закона он осужден;

- уголовный закон, предусматривающий ответственность за преступление, совершенное осужденным;

- вид и срок наказания (основного и дополнительного), срок начала и окончания наказания, которое осужденный должен отбыть в Российской Федерации, вид исправительного учреждения, порядок возмещения вреда по гражданскому иску.

Необходимо также отметить следующее:

- в том случае, если по УК РФ максимальный срок лишения свободы за данное преступление меньше, чем назначенный по приговору суда иностранного государства, то суд определяет максимальный срок лишения свободы за совершение данного преступления исходя из размера санкции, предусмотренной УК РФ;

- если лишение свободы не предусмотрено в качестве наказания, то суд определяет наказание, наиболее соответствующее наказанию, назначенному по приговору суда иностранного государства, но в пределах наказания, установленного УК РФ за данное преступление;

- когда приговор суда иностранного государства относится к двум или нескольким деяниям, не все из которых являются преступлениями в Российской Федерации, то суд определяет, какая часть наказания назначенного по приговору суда иностранного государства, применяется к деянию, являющемуся преступлением.

Определение суда вступает в силу с момента его вынесения и направляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для обеспечения исполнения. Вынесенное судом Определение может быть обжаловано в кассационном порядке. В случае отмены или изменения приговора суда иностранного государства либо применения акта об амнистии или акта помилования, изданного в иностранном государстве, в отношении лица, отбывающего наказание в Российской Федерации, вопросы исполнения пересмотренного приговора суда иностранного государства, а также применения акта об амнистии или акта помилования решаются в соответствии с требованиями статьи 473 УПК РФ.

 

3. Заключительная часть. 3 мин — подвожу итог занятия

— задаю задание на с\п

— заканчиваю занятие


[1] После выполнения всех формальностей, связанных с введением ее в действие, данная Конвенция должна заменить Конвенцию с таким же наименованием, подписанную в г. Минске в 1993 г. Эта Конвенция вступила в законную силу для Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Кыргызской республики и Таджикистана. В настоящее время сдала уведомления для ратификации и Россия, причём Российской Федерацией Конвенция депонирована 31 декабря 2004 года.

 

[2] Указанное определение предлагается на основе анализа норм, закрепленных в ст. 6 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г. с изменениями от 28 марта 1997 г.

 

[3] После выполнения всех формальностей, связанных с введением ее в действие, данная Конвенция должна заменить Конвенцию с таким же наименованием, подписанную в г. Минске в 1993 г. Эта Конвенция вступила в законную силу для Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Кыргызской республики и Таджикистана. В настоящее время сдала уведомления для ратификации и Россия, причём Российской Федерацией Конвенция депонирована 31 декабря 2004 года.

 

[4] Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С.А. Кузнецов. — СПб.: «НОРИНТ», 2003. С.124.

[5] Большой юридический словарь/ Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004.С.85.

[6] Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: ООО «ТК Велби», 2002. С. 280-281.

[7] После выполнения всех формальностей, связанных с введением в действие, Кишинёвская Конвенция должна заменить Минскую Конвенцию с таким же наименованием, подписанную в г. Минске в 1993 г. Эта Конвенция вступила в законную силу для Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Кыргызской республики и Таджикистана. В настоящее время сдала уведомления для ратификации и Россия, причём Российской Федерацией Конвенция депонирована 31 декабря 2004 года.

 

[8] См. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 2002 г. N 35 «Об организации работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства»

 

[9] После выполнения всех формальностей, связанных с введением в действие, Кишинёвская Конвенция должна заменить Минскую Конвенцию с таким же наименованием, подписанную в г. Минске в 1993 г. Эта Конвенция вступила в законную силу для Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Кыргызской республики и Таджикистана. В настоящее время сдала уведомления для ратификации и Россия, причём Российской Федерацией Конвенция депонирована 31 декабря 2004 года.

 

[10] Заключена в г. Минске 22.01.1993. Вступила в силу для России 10.12.1994. // Собрание законодательства РФ. 24 апреля 1995. № 17. Ст. 1472

[11] См. Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью // Заключена в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 г.

[12] Данный перечень соответствует положениям международных договоров (см., например: ст. 12 Европейской конвенции о выдаче от 13.12.1957 г.).

[13] Порядок выдачи на время, т.е. выдачи другому государству собственного гражданина или лица, содержащегося под стражей в запрашиваемом государстве регламентирован практически всеми международно-правовыми актами в области правовой помощи по уголовным делам. Хотя УПК РФ предусматривает применение данного положения исключительно к порядку исполнения Российской Федерацией запросов иностранных государств, представляется единственно возможным в данном случае применять нормы международных договоров.

[14] См. также: ч. 3 ст. 12 Европейской конвенции о правовой помощи по уголовным делам.

[15] См. Бекешев Д. К. Взаимодействия органов дознания и следствия стран СНГ при расследовании преступлений: Диссертация на соискания кандидата юридических наук. М., 1996. С 103.

[16] Подробнее об избрании меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица см. Комментарий к УПК РФ / Под ред. Н.А.Петухова, Г.И.Загорского. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002, С.753-754.

[17] См, например, ст.70 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

[18] Компетентным органам иностранного государства могут быть переданы не только лица, осужденные к лишению свободы, но и страдающие психическими расстройствами для проведения принудительного лечения — см., например, Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 142-ФЗ «О ратификации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения», принятый Государственной Думой 27 октября 2000 года и одобренный Советом Федерации 24 ноября 2000 года.