Место дисциплины в профессиональном обучении

В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой, торговлей выполняет новая наука - ЭКОНОМЕТРИКА.

Название «эконометрика» было введено в 1926г. норвежским экономистом и статистиком Рагнаром Фришем. Известный эконометрист Цви Гриллихес (1929 -1999) писал: «Эконометрика является одновременно нашим телескопом и нашим микроскопом для изучения окружающего экономического мира». Это определение подчеркивает значение эконометрического подхода как на микроуровне, так и на макроуровне.

Свидетельством всемирного признания эконометрики является присуждение четырех нобелевских премий по экономике за разработки в этой области: премия 1969г. была присуждена Р. Фришу и Я. Тинбергену за разработку математических методов анализа экономических процессов; премия 1980г. - Л.Клейну за создание эконометрических моделей и их применение к анализу экономических колебаний и экономической политике; премия 1989г. - Т. Хаавельмо за прояснение вероятностных основ эконометрики и анализ одновременных экономических структур; премия 2000г. - Дж. Хекману за развитие теории и методов анализа селективных выборок и Д. Макфаддену за развитие теории и методов анализа моделей дискретного выбора.

Процесс перехода высшего экономического образования в России на мировые стандарты характеризуется интенсивным внедрением в учебные планы курсов микро- и макроэкономики. Эконометрика также начинает входить в учебные планы, прежде всего в планы обучения будущих экономистов-статистиков.

Сегодня деятельность в любой области экономики (управлении, финансово-кредитной сфере, торговле, маркетинге, учете, аудите, внешнеторговых операциях) требует от специалиста применения современных методов работы, знания достижений мировой экономической мысли, понимания научного языка. Большинство новых методов основано на эконометрических моделях, концепциях, приемах. Без глубоких знаний эконометрики научиться их использовать невозможно. Чтение современной экономической литературы также предполагает хорошую эконометрическую подготовку.

Курс рассчитан на один семестр. Промежуточная оценка знаний складывается по результатам тестирований, проводимых по отдельным темам. Принимается во внимание также своевременность и качество выполнения студентами текущих заданий, активность участия на практических занятиях.

Практические занятия проводятся в компьютерных классах.

Цель компьютерных занятий - овладение студентами методов анализа и обработки данных с использованием пакетов прикладных программ. Рекомендуемые программные средства и пакеты прикладных программ: EXCEL, OLIMP, STATISTIKA, SPSS.

После прохождения каждой темы предусматривается лабораторная работа, по которой сдается и защищается отчет, а также тестирование и самостоятельная подготовка студентов, которые выполняют индивидуальные компьютерные исследования

Итоговый контроль знаний по курсу экзамен