Вы обращаетесь к модели первичного дыхательного механизма Сатерленда, но ничего не говорите о спинно-мозговой жидкости. Почему?

Сатерленд и многие его последователи уделяют много внимания спинно-мозговой жидкости. Они считают, что колеблется именно она, и приписывают ей практически магические свойства. Не стоит забывать, что всё это лишь модель, построенная на основе ощущений. В её основе нет ни одного измеримого, а значит научно признанного, факта. Наша модель утверждает, что любая живая структура проявляет своё сознание чередованием экспансии и ретракции. Становится очевидным, что все структуры тела совершают экспансию/ретракцию, что приводит к колебанию всех жидкостей тела, в том числе и ликвора. Я не уделяю особой роли ликвору. Не будем забывать, что это лишь субъективные ощущения, не подтвержденные ни объективными исследованиями, ни физиологической наукой. Таким образом, ничто из моего личного опыта работы с структурами тела, в том числе с черепом, не может подтвердить идею о специфической флуктуации ликвора, тем более, о его магических свойствах. Вот почему я о я и не говорю ликворе.

 

Вы сказали, что вас не интересует нормальная мобильность структур. Но Стилл и его современники, такие как Джелас, призывали нас к тому, чтобы работать с нормой, работать со здоровьем, которое присутствует везде. Нет ли здесь противоречий?

Противоречие есть лишь на первый взгляд. Идея о том, что здоровье присутствует везде для меня особенно важна. Чему, с философской точки зрения, соответствует здоровье для остеопата? Мне кажется, что оно соответствует свободному выражению жизни в структуре. Если ситуация такова, то мы увидим механическую свободу структуры и её эффективное функционирование. Т.е. здоровье и норма не нуждаются в нашей помощи! Меня интересует то, что мешает этому здоровью нормально выражаться. Из этого исходит идея, что как только мы устраним эти ограничения, здоровье снова проявится, потому что это нормально для живой структуры. Таким образом, нашей целью является не восстановление здоровья, а устранение препятствий, мешающих ему проявляться.

 

Вы цитируете Мазиелло, который утверждает, что жизнь – это организующий принцип. Если жизнь является организующей, как вы предполагаете, то это значит, что видимая материальная организация является проявлением невидимой нематериальной организации. Вы об этом ничего не говорите. Почему?

Идея и том, что в основе материальной организации лежит нематериальная незримая организация, очень древняя. Эту идею можно встретить в восточных философиях. Иллюстрацией может служить система чакр в индуистской философии. Работы Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake) о формирующей причинности поддерживают тезис о том, что нематериальная организация управляет материальной. Он развивает идею о том, что каждая клетка, ткань и организм имеют свое поле. Эти поля определяют и организуют развитие микроорганизмов, растений и животных, а так же стабилизирует формы взрослого организма. Автор предлагает называть их морфологическими полями. По его мнению, эти поля так же организуют поведение людей и животных, социальных и культурных систем, а так же ментальную деятельность. (Sheldrake, 1985).

Я не могу ни подтвердить ни опровергнуть эту концепцию. Я не работал в этом направлении таким образом, чтобы мой опыт мог что-либо мне подсказать. Это может стать темой для исследований для будущих остеопатов!