Структуральное недоразумение.

Первое недоразумение, недопонимание (а нам стоило бы сказать недочувтсвование), связанное с структурой тела появляется у человека очень рано, а именно, в школе. Детям там показывают образцы костей, сведенные до их минеральной части, высушенной, ломкой, плотной. Именно на основе этого первого опыта и вырабатывается наша первая модель костной структуры. А так как она первая, она неосознанно получает такое преимущество, что вновь приобретенный опыт не заставляет нас переосмыслить эту модель. Вот так, концепция структуры представляется нам чем-то сугубо материальным, фиксированным, ригидным, не живым.

Это недочувствование подтверждается ещё и тем, что в состоянии нормального сознания кость естественным образом кажется нам твердой, ригидной. Конечно, ведь это же каркас! Какой же ещё, кроме как плотной, кость может быть? Мы не понимаем, что эта плотность относительна. На самом же деле, живая кость одновременно и плотная и гибкая, мягкая. Она плотная за счет своей минеральной составляющей, но мягкая за счет органической составляющей. Когда мы ощущаем плотность кости, мы ссылаемся на свое знание о минералах. Но, подключив наше знание об органике (о жизни), мы можем почувствовать, что она мягкая. Именно за счет изменения состояния нашего сознания (главным образом за счет работы с присутствием) и принимая во внимание объективные параметры (плотность) костной структуры, мы можем ощутить, что кость пластична. Таким образом, мы сможем изменить нашу модель, нашу концепцию. Нам кажется, что только опыт способен изменить, обновить, имплицитную модель. Теперь мы можем понять Сатерленда: «Костные ткани тоже флюидичны». (Wales, 1990, 127). Среди остеопатов царит большое непонимание понятия флюид: «понятие «флюид», от латинского слова fluare, означающего «поток, течение» нужно отделять от понятия «жидкость». Жидкость – это состояние материи, а флюид – это описание состояния, самочувствия. Флюид подразумевает наличие частиц, которые свободно двигаются и направляются к зонам с наименьшим давлением, а так же адаптируются к контурам содержащего. Флюид не полностью эластичен, но обладает тотальной эластичностью. В философии остеопатии термин флюид не относится ни к одной жидкости. Вода, орошающая иссыхающие поля – это не спинно-мозговая жидкость. Только самая незначительная часть флюида может быть сравнена с ликвором. Естественные науки считают ликвор вездесущим. Но даже в этом случае он является лишь материальным проявлением более значимого флюида. К тому же, даже если вы обнаружите флюид с помощью естественной науки, вы не сможете применить его в работе со своим пациентом». (Masiello, 1999, 37).

Концепция флюидичности или пластичности логична, если рассматривать клетку, как пространство, которому свойственно общение. Сатерленд передает нам свои ощущения, но он ничего не говорит о том, в каком состоянии сознания он находился, чтобы достигнуть этого ощущения, ни о том, что нужно сделать, чтобы достигнуть этого состояния. Может быть, он и не думал о том, что для получения таких ощущений необходимо изменение состояния сознания? Он жил этим, не задумываясь о том, что он отличается от своих современников. Возможно, так и появились многочисленные недопонимания…