Правдивость модели.

Поскольку наши модели работают, они правдивы. Посмотрим, так ли это. Данная уверенность, имплицитно присущая всем, это главный подводный камень на пути понимания жизни и других людей. Но поскольку остеопаты и не подозревают об этом подводном камне, они встречают много трудностей в процессе передачи своего искусства. Так как модель – это результат наблюдения, она всегда хотя бы частично правдива, даже если эта правдивость условна, т.е. связана с понятиями, относительными во времени и пространстве, в котором существуют наблюдатель и объект наблюдения. Мы можем снова вспомнить притчу о слепых и слоне. Факты показывают нам, что модели не обязательно быть абсолютно правдивой, чтобы функционировать. Достаточно того, что она существует. Именно её правдивая часть делает модель функционирующей. Так, например, модель подвижности сфено-базилярного симфиза, предложенная Мегуном, является только частичным представлением о работе системы. Тем не менее, она позволяет анализировать подвижность структуры с некоторой долей достоверности.

Чтобы быть совершенно правдивой, модели потребовалось бы охватить все точки зрения, что невозможно при наших ограниченных средствах. Таким образом, модель это, в лучшем случае, только часть реальности. В самом начале своей работы «Первые принципы», Герберт Спенсер, пропагандировавший эволюционистскую модель и вдохновлявший Стилла, показывает нам, что он имплицитно признавал несовершенство модели, её организаторскую роль и её последствия: «Мы часто забываем не только то, что и в дурном есть капля хорошего, но и то, что в лживом есть капля правды. Некоторые люди в абстрактных разговорах допускают, что ложь содержит, вероятно, зерно правды. Но мало кто думает об этом, когда выносит свое суждение о мнении других людей. Мы с гневом и презрением отвергаем любую точку зрения, которая грубо противоречит реальности. Но, в пылу борьбы, никто не задается вопросом, почему эта точка зрения возникла в умах людей. Должно же в ней быть что-то, что внушает уважение. Наверное, эта точка зрения соответствует некоторому опыту людей, который был передан несовершенно и смутно, но, тем не менее, был реальным».(Spencer, 1895,2).