Ученики Колумба.

 

«Прославляйте море, но держитесь поближе к берегу».

Американская поговорка.

В своих трудах Стилл часто упоминает Колумба, исследователя – одиночку, затерянного в океане, ориентирующегося по приметам: «С этой мыслью снаряжал я свой челнок и отправлялся в мое научное плавание. Как Колумб я ориентировался по деревяшке, плавающей по поверхности волн. Я запоминал направление ветра и в соответствии с этим направлял свой корабль. Я всегда следил за направлением ветра, за тем, откуда он дует. И я никогда не терял из виду его истоки». (Still, 1998, 76).

В целом, эту аллегорию Стилла можно было бы применить к жизни вообще. Не является ли каждый жизненный цикл великим переходом, предназначенным для открытия некой важной сущности? Не обладает ли каждый жизненный опыт такими же характеристиками, но в меньшем масштабе? Путь остеопата соответствует, как мне кажется, этому образу.

Остеопатический подход к тканям, такой, каким я его сегодня воспринимаю, является результатом долгого личностного развития, изобилующего вопросами, на которые необходимо было найти ответы. Когда мне везло, и мне удавалось найти удовлетворительный ответ иногда даже на простой вопрос, этот ответ вызывал к жизни уйму других вопросов, на которые нужно было искать ответы, а те, в свою очередь, ставили другие вопросы, такие же простые. Сколько раз я останавливался перед банальным, на первый взгляд, словом, ища глубокий смысл в том, что оно обозначает, перед определением, которое обозначает не только наши ощущения, но и реальную сущность явления! В ходе такого размышления концепция глобальности встала передо мной как очевидность, позволяющая проникнуть в суть следующего утверждения Стилла: «В человеке я открываю вселенную в миниатюре. Я нахожу материю, движение и дух». (Still, 1998, 306). Но чтобы иметь возможность проникнуть в суть понятия глобальности, нужно понимать стоящую за ним целостность явлений. Итак, пытаясь понять человека, я очень быстро оказался перед необходимостью понять вселенную и жизнь, которая заставляет работать нейроны многочисленных ученых, философов или просто честных людей на протяжении многих тысячелетий. Сегодня мне представляется очевидным, что если остеопатия – это выражение одного взгляда на человека, то невозможно понять его на самом деле, не поняв, что такое жизнь. В этом смысле, остеопатия – это, конечно же, философия: «Никто не знает имени философа, который первым задал вопрос, что такое жизнь? Но любой умный человек интересуется этой проблемой, желая, по крайней мере, узнать ощутимую причину того, почему жизнь называют жизнью; знать причину, знать является ли жизнь личностной или она организована таким образом, что может считаться индивидуализированным принципом Природы». (Still, 1902, 249).