Воспитательная система В. А. Сухомлинского
Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям.
В. А. Сухомлинский
В. А. Сухомлинский был против одностороннего понимания воспитания только как воздействия на формирующуюся личность. Воспитание закономерно включает в себя многообразные явления жизни, все то, что ребенок делает, видит и чувствует: весь уклад жизни, духовные и моральные ценности, нравственные отношения между людьми, которые его окружают, их духовную культуру. В. А. Сухомлинский признает два источника воспитания:
1) заранее продуманную воспитательную работу с детьми;
2) сложные явления жизни, взаимоотношения людей, их поступки. Важное положение Сухомлинского заключается в следующем: воспитание — не искоренение недостатков, а укрепление в ребенке всего лучшего. Тогда пороки искореняются сами по себе, их «вытесняет бурная поросль достоинств».
Воспитание осуществляется через отношения, в основе которых должны лежать не власть и подчинение — они не вызовут взаимного доверия, податливости, — а уважение и любовь.
В. А. Сухомлинский дал глубокий анализ содержанию воспитания. Наряду с трудовым, умственным, эстетическим и физическим он во всех педагогических трудах обращает особое внимание на нравственное воспитание. Главным в нравственном воспитании он считал формирование личного отношения подростка к окружающей действительности, воспитание долга и ответственности перед обществом, перед родителями, перед коллективом, перед самим собой — перед совестью.
Эта задача осуществима лишь в том случае, когда ребенка приучают к преодолению трудностей, к борьбе, к сдержанности, к самообладанию.
Правильное воспитание пробуждает чувство ответственности и формирует способность, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. В воспитании, по В. А. Сухомлинскому, важно возбудить желание самосовершенствования. Связующая воспитателя и воспитанника нить — это искреннее желание воспитанника стать лучше, а воспитателя — видеть воспитанника лучшим, чем он есть сейчас. Такое отношение воспитателя рождает у воспитанника веру в себя, в возможность своего развития.
Идеалом воспитания Павлышской средней школы, которой руководил В. А. Сухомлинский, была всесторонне и гармонически развитая личность, активный участник общественного процесса. Гармония способностей и потребностей дает человеку ту полноту духовной жизни, которая осознается и переживается им как счастье.
Проблема эстетического воспитания в школе Сухомлинского решалась следующим образом: здание Павлышской школы утопало в зелени; вдоль дороги, которая вела к школе, высаживались цветы; в кабинетах и классах на стенах висели репродукции картин, неотъемлемым атрибутом каждой классной комнаты были зеленые комнатные растения, а в некоторых — и аквариум.
Что касается трудового воспитания, то оно особенно важно, как отмечал В. А. Сухомлинский, в единстве с интеллектуальной жизнью. Каждой ступени интеллектуального развития личности должна соответствовать определенная ступень трудового мастерства, трудовой зрелости.
Так, ученик, решающий на уроке математики сложные задачи, стоит высоко по уровню трудового развития: владеет умениями и навыками электромонтажного дела и радиотехники, управляет двигателем внутреннего сгорания, производит наладку металлообрабатывающих станков.
Задачу общеобразовательной школы Сухомлинский видел в том, чтобы воспитать у учеников любовь к знаниям, книге, науке, возможно полнее раскрыть способности каждого юноши и каждой девушки, вступающих в жизнь. Поэтому ученики в старших классах в школе Сухомлинского имели возможность выходить за рамки программы того предмета, который интересовал их в наибольшей мере. Сухомлинский говорил о целесообразности создания особой программы интеллектуального и трудового развития и совершенствования.
Во многом проблему выявления способностей и задатков в Павлышской средней школе решали кружки, которых насчитывалось около 80 (химия, металлургия, металлообработка, радиотехника, электротехника, автоматика, литература, поэзия, музыка, сельскохозяйственное производство и т. д.). Надо сказать, что наряду с этим кружки решали проблему профессиональной ориентации.
Критерий воспитанности, по В. А. Сухомлинскому, — совесть человека, его умение видеть себя глазами других людей и оценивать свое поведение со стороны. Это и рождает желание стать лучше самому и приносить радость другим. Создавая радости для других, человек испытывает гордость за себя. Это очень важный стимул воспитания. Для того чтобы воспитать гуманного человека, отношение воспитателей к детям должно быть гуманным. Гуманизм Сухомлинский определял как справедливость, как сочетание уважения с требовательностью. По-настоящему требовать — значит уметь понять и почувствовать, что ребенку по силам, а что — нет, и помочь ему в его усилиях.
Важный элемент школьного воспитания — самовоспитание. Оно заключается в том, что, познавая окружающий мир — природу, труд, общественную жизнь, — воспитанник познает и самого себя, оценивая свои убеждения, поступки, поведение с точки зрения самых высоких идеалов.
Таким образом, Сухомлинский видел суть воспитания в умении вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которых отражается отношение к людям и к себе. Воспитание должно стимулировать внутреннюю работу ума и сердца, в процессе которой рождается убежденность человека.
Важной задачей воспитания Сухомлинский считал формирование сознания — мировоззренческих, моральных и эстетических понятий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно значимым поступкам. Одна из центральных задач школы — воспитание благородных чувств: любви к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческих достоинств каждого, радость сознания и преобразования мира, бескорыстное наслаждение культурными богатствами.
Отсюда основным содержанием нравственного воспитания Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Какие же методы воспитания рекомендует В. А. Сухомлинский? Он придает большое значение воздействию словом. Слово должно быть содержательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставить след в мыслях и в душе воспитанника. Сам В. А. Сухомлинский написал более тысячи сочинений-миниатюр, посвященных явлениям природы, чувствам, переживаниям. Очень часто эти сочинения-миниатюры он читал на своих уроках, призывая своих учеников думать, размышлять. Воспитание словом осуществлялось и посредством книг. В кабинете литературы Павлышской школы было такое объявление: «Юноши и девушки! Перед вами названия книг, которые вошли в художественную сокровищницу человека. Их надо прочитать несколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют перед вами красоту искусства».
Воспитательные задачи осуществляются успешнее, когда школа и семья выдвигают единые требования. Тогда нет раздвоенности, противоречий, которые мешают ребенку разобраться в нравственных понятиях и выбрать четкую линию поведения. Педагогический коллектив Павлышской школы работал совместно с родительским коллективом. Была образована родительская школа, слушатели которой были разделены на 5 групп (по возрасту детей):
1) дошкольники (5-7 лет);
2) 1-II классы;
3) III-IV классы;
4) V-VII классы;
5) VIII-Х классы.
Занятия в родительской школе проводились два раза в месяц. Основной формой занятий были лекции и беседы директора, завуча и наиболее опытных учителей. Особое внимание уделялось возрастной психологии, психологии личности, теории физического, умственного, нравственного и физического воспитания.
Школа брала под свое покровительство ребенка с дошкольных лет, так как именно в этом возрасте воспитывается жажда знаний, любознательность и пытливость, закладываются основы морали. В своей Школе радости Сухомлинский учил дошкольников обращать внимание на красоту окружающей природы. Уроки часто проводились в лесу, роще, на лужайке. Большое значение также придавалось прослушиванию классической музыки. Семью В. А. Сухомлинский считал подлинной школой воспитания любви, сердечности, отзывчивости. Особую роль в ней играет мать. Педагог стремится всеми средствами воспитать у детей глубокое уважение к матери, желание помочь ей своим трудом, заботой. В школе Павлыша были установлены традиции, способствующие формированию чувств любви и уважения к матери: это выращивание цветов, яблонь, кустов роз для нее, проведение праздника Матери.
Среди других традиций, существовавших в Павлышской школе, можно отметить такие:
• встреча семилетних малышей — будущих первоклассников (начало июня); они получали в подарок книгу;
• праздник первого звонка для первоклассников: ученики выпускного класса поздравляют детей, ведут малышей на школьный участок и передают под наблюдение новых школьников деревца, посаженные когда-то ими самими 10 лет назад, затем сажают вместе яблоньку;
• праздник последнего звонка для выпускников;
• вручение аттестатов;
• ежегодные встречи выпускников (30 января);
• праздник Матери;
• праздник девочек (первое воскресенье зимних каникул);
• весенние праздники — праздник песни, праздник цветов, праздник птиц;
• новогодняя елка для самых маленьких;
• зимний праздник снежного городка и т. д.
Павлышская школа Сухомлинского способствовала максимальному раскрытию способностей и задатков учеников; учителя школы успешно справлялись с задачами воспитания, стоявшими перед ними.
Насколько воспитательная система В. А. Сухомлинского отвечает запросам и потребностям сегодняшнего дня? Может ли существовать школа без наказаний? Почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________