Самостоятельная работа
Из приведенного ниже списка заданий различного уровня, сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем.
№ 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.*
Форма отчета: соответствующая картотека.
№ 2. Подберите 3-4 отрывка из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*
• Коллектив как объект и субъект воспитания.
• Уровни развития коллектива, механизмы его становления.
• Самоуправление в детском коллективе.
•______________________________________________________________________
(Ваш вариант — по согласованию с преподавателем)
Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т. д.).
Форма отчета: фрагмент хрестоматии.
№ 3. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже книг и статей:**
• Воропаев М. В. Проблема индивидуальности коллектива // Педагогика. — 1991. — № 5.
• Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. — 1997. — № 4.
• Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — М., 2000.
Форма отчета: текст рецензии. № 4. Сравните эти высказывания.**
1. ...С американской точки зрения, человек — индивидуальность изначально, с рождения. Однако у нас нередко стирается грань между моральностью поведения и эмоциональным одобрением или неодобрением со стороны окружающих... И мы можем говорить, что несмотря на утверждение индивидуализма, подавляющая часть американцев является поведенческими конформистами, так как им далеко не безразлично, что о них подумают окружающие. В Америке подчас понятие моральной свободы подменяется понятием экономической свободы, смешивается с возможностью приобретать все больше престижных вещей. Экономически многие свободны, морально — нет. Да и моральный коллективизм необходим нации, он выражен в национальном девизе «Мы верим в Бога». Можно так сказать, что американский индивидуализм носит конформный характер, в поведении американца индивидуальность и конформность взаимодействуют, предполагают друг друга... (Ларраби Э. Что значит быть культурным в Америке? — М., 1991).
2. Если теперь с позиций современных теорий человеческой индивидуальности обратиться к доктрине воспитания, которая длительное время лежала в основе политики, определявшей развитие советской школы, то нетрудно обнаружить, что в ней недооценивался именно аспект, представлявший человека в качестве индивидуума. Можно сказать, что недоучет этой стороны человеческого существования был одной из причин того, что центральный принцип советской педагогики — формирование коллективного сознания и поведения — на деле вырождался в оправдание формирования конформистского сознания и поведения. Поэтому задача заключается в том, чтобы восстановить понятие всесторонне и гармонично развитой личности как свободно развитой индивидуальности. Без этого необходимого дополнения само понятие личности деформируется, и она превращается в стандартизованного носителя социальных норм, стереотипов, эталонов и моделей поведения (Гинецинский В. И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Сов. педагогика. - 1991. - № 9. - С. 48-49).
Проанализируйте обозначенные подходы к воспитанию личности. Что вы думаете по этому поводу?
Форма отчета: мини-эссе на предложенную тему.
№ 5. Ознакомьтесь с предложенной ситуацией:***
6-й класс. Сильный по составу, с гуманитарным уклоном. Ваш предмет не воспринимают как жизненно необходимый, большинство ходит на занятия формально. На уроках нет атмосферы увлеченности. Лидеров в классе двое — Марина К. и Светлана В. Между ними идет острое соперничество практически во всем, у каждой своя группа сторонниц. Мальчики и девочки живут своей жизнью, никаких общественных дел в классе не признают.
Определите, на каком этапе развития находится данный коллектив класса? Какую программу исследования этого коллектива вы могли бы предложить, с тем чтобы помочь классному руководителю?
Форма отчета: текст и программа исследования (с приложением анкет, тестов и т. д.).
№ 6. Проведите самостоятельное исследование и выявите возможности и пределы влияния коллектива на развитие личности.***
Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т. д.).