Самостоятельная работа

Из приведенного ниже списка заданий различного уровня, сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму от­четности согласуйте с преподавателем.

№ 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.*

Форма отчета: соответствующая картотека.

№ 2. Подберите 3-4 отрывка из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*

• Коллектив как объект и субъект воспитания.

• Уровни развития коллектива, механизмы его становления.

• Самоуправление в детском коллективе.

•______________________________________________________________________

(Ваш вариант — по согласованию с преподавателем)

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т. д.).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№ 3. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже книг и статей:**

• Воропаев М. В. Проблема индивидуальности коллектива // Педа­гогика. — 1991. — № 5.

• Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей // Педа­гогика. — 1997. — № 4.

• Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — М., 2000.

Форма отчета: текст рецензии. № 4. Сравните эти высказывания.**

1. ...С американской точки зрения, человек — индивидуальность изначаль­но, с рождения. Однако у нас нередко стирается грань между морально­стью поведения и эмоциональным одобрением или неодобрением со сто­роны окружающих... И мы можем говорить, что несмотря на утверждение индивидуализма, подавляющая часть американцев является поведенчес­кими конформистами, так как им далеко не безразлично, что о них поду­мают окружающие. В Америке подчас понятие моральной свободы под­меняется понятием экономической свободы, смешивается с возможностью приобретать все больше престижных вещей. Экономически многие сво­бодны, морально — нет. Да и моральный коллективизм необходим нации, он выражен в национальном девизе «Мы верим в Бога». Можно так сказать, что американский индивидуализм носит конформный характер, в поведении американца индивидуальность и конформность вза­имодействуют, предполагают друг друга... (Ларраби Э. Что значит быть культурным в Америке? — М., 1991).

2. Если теперь с позиций современных теорий человеческой индивидуаль­ности обратиться к доктрине воспитания, которая длительное время ле­жала в основе политики, определявшей развитие советской школы, то не­трудно обнаружить, что в ней недооценивался именно аспект, представ­лявший человека в качестве индивидуума. Можно сказать, что недоучет этой стороны человеческого существования был одной из причин того, что центральный принцип советской педагогики — формирование коллектив­ного сознания и поведения — на деле вырождался в оправдание формиро­вания конформистского сознания и поведения. Поэтому задача заключа­ется в том, чтобы восстановить понятие всесторонне и гармонично разви­той личности как свободно развитой индивидуальности. Без этого необходимого дополнения само понятие личности деформиру­ется, и она превращается в стандартизованного носителя социальных норм, стереотипов, эталонов и моделей поведения (Гинецинский В. И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Сов. пе­дагогика. - 1991. - № 9. - С. 48-49).

Проанализируйте обозначенные подходы к воспитанию личности. Что вы думаете по этому поводу?

Форма отчета: мини-эссе на предложенную тему.

№ 5. Ознакомьтесь с предложенной ситуацией:***

6-й класс. Сильный по составу, с гуманитарным уклоном. Ваш предмет не воспринимают как жизненно необходимый, большинство ходит на заня­тия формально. На уроках нет атмосферы увлеченности. Лидеров в клас­се двое — Марина К. и Светлана В. Между ними идет острое соперниче­ство практически во всем, у каждой своя группа сторонниц. Мальчики и девочки живут своей жизнью, никаких общественных дел в классе не при­знают.

Определите, на каком этапе развития находится данный коллек­тив класса? Какую программу исследования этого коллектива вы мог­ли бы предложить, с тем чтобы помочь классному руководителю?

Форма отчета: текст и программа исследования (с приложением анкет, тестов и т. д.).

№ 6. Проведите самостоятельное исследование и выявите возмож­ности и пределы влияния коллектива на развитие личности.***

Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т. д.).