Подготовка к семинарскому занятию
1. Что такое группа? Отметьте правильный ответ:
1) форма коллектива;
2) социальная устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемая общими ценностями и нормами;
3) совокупность людей, которые стремятся к совместной деятельности, преследуя достижение общих целей;
4) совокупность людей, обладающих какими-то общими признаками;
5) ____________________________________
(Ваш вариант ответа)
2. Что такое коллектив? Отметьте правильный ответ:
1) высокоорганизованная группа;
2) среда, в которой формируется демократическая культура личности;
3) социальная общность, вьщеляемая в социальном целом на основе определенного признака;
4) высокоорганизованная группа, членов которой объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения;
5) совокупность людей в обществе;
6) ____________________________________
(Ваш вариант ответа)
3. Какая из схем правильно отражает взаимосвязь понятий «группа» и «коллектив»? Поясните.
4. Заполните следующую таблицу:
Коллектив – это… | Признаки понятия | Совпадающие признаки | Несовпадающие признаки |
«…Культурная ценность, и как таковая он составляет культурную среду жизнедеятельности учащихся; в то же время он используется воспитателем в качестве средства воспитания внутреннего мира личности воспитанников» (П.И. Пидкасистый) | |||
«…Такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения» (А.С. Макаренко) | |||
«…Система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей» (И.П. Иванов) | |||
«…Группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством» (Г.М. Коджаспирова) |
5. В. А. Сухомлинский писал:
Детей нужно учить делиться радостями, трудностями, мыслями, переживаниями. Нужно учить их творить, мечтать и беречь мечту... Вот в этом и состоит одна из великих тайн, а вместе с тем и одна из простейших истин в воспитании коллектива: настоящее наслаждение человеческим общением дети должны переживать потому, что они являются активными творцами красоты.
Согласны ли вы с этими словами?
Согласен, так как… | Не согласен, так как… |
6. Ниже в таблице перечислены признаки коллектива. Охарактеризуйте их.
Признак | Характеристика признака |
1. Общая социально значимая цель | |
2. Общая совместная деятельность | |
3. Отношение ответственной зависимости | |
4. Общий выборный руководящий орган | |
7. Определите и напишите, какой стиль педагогического руководства был использован в ситуациях:
1) При.............................. стиле было выполнено меньше
работы и качество ее было хуже. Дети не получили удовлетворения от занятий, отношения между ними [учителем и учениками] остались без изменений.
2).............................. стиль оказался более эффективен.
Дети сдружились, возникло самоуправление. Появилось чувство гордости за общие успехи, уверенность в себе, желание работать лучше. Повысилось качество выполнения работ, они стали более оригинальными. Но количественные результаты работы ниже, чем при .............................. стиле.
3)При .............................. стиле зафиксирована
враждебность во взаимоотношениях, а также множество проявлений непокорности и заискивания. Работы выполнено много, но удовлетворения от нее никто не получил (Подласый И. П. Педагогика. - М., 2000).
8. Установите соответствие между характерной деятельностью учителя и этапами формирования коллектива (по А. С. Макаренко).