Подготовка к семинарскому занятию

1. Что такое группа? Отметьте правильный ответ:

1) форма коллектива;

2) социальная устойчивая совокупность людей, связанных систе­мой отношений, регулируемая общими ценностями и нормами;

3) совокупность людей, которые стремятся к совместной деятель­ности, преследуя достижение общих целей;

4) совокупность людей, обладающих какими-то общими признака­ми;

5) ____________________________________

(Ваш вариант ответа)

2. Что такое коллектив? Отметьте правильный ответ:

1) высокоорганизованная группа;

2) среда, в которой формируется демократическая культура лич­ности;

3) социальная общность, вьщеляемая в социальном целом на основе определенного признака;

4) высокоорганизованная группа, членов которой объединяют об­щие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения;

5) совокупность людей в обществе;

6) ____________________________________

(Ваш вариант ответа)

3. Какая из схем правильно отражает взаимосвязь понятий «группа» и «коллектив»? Поясните.

4. Заполните следующую таблицу:

Коллектив – это… Признаки понятия Совпадающие признаки Несовпадающие признаки
«…Культурная ценность, и как таковая он составляет культурную среду жизнедеятельности учащихся; в то же время он используется воспитателем в качестве средства воспитания внутреннего мира личности воспитанников» (П.И. Пидкасистый)      
«…Такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения» (А.С. Макаренко)      
«…Система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей» (И.П. Иванов)      
«…Группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством» (Г.М. Коджаспирова)      

5. В. А. Сухомлинский писал:

Детей нужно учить делиться радостями, трудностями, мыслями, пережи­ваниями. Нужно учить их творить, мечтать и беречь мечту... Вот в этом и состоит одна из великих тайн, а вместе с тем и одна из простейших истин в воспитании коллектива: настоящее наслаждение человеческим общени­ем дети должны переживать потому, что они являются активными твор­цами красоты.

Согласны ли вы с этими словами?

Согласен, так как… Не согласен, так как…
   

6. Ниже в таблице перечислены признаки коллектива. Охарактери­зуйте их.

Признак   Характеристика признака  
1. Общая социально значимая цель        
   
   
2. Общая совместная деятельность        
   
   
3. Отношение ответственной зависимости    
   
 
4. Общий выборный руководящий орган        
   
   

7. Определите и напишите, какой стиль педагогического руководства был использован в ситуациях:

1) При.............................. стиле было выполнено меньше

работы и качество ее было хуже. Дети не получили удовлетво­рения от занятий, отношения между ними [учителем и ученика­ми] остались без изменений.

2).............................. стиль оказался более эффективен.

Дети сдружились, возникло самоуправление. Появилось чув­ство гордости за общие успехи, уверенность в себе, желание ра­ботать лучше. Повысилось качество выполнения работ, они стали более оригинальными. Но количественные результаты работы ниже, чем при .............................. стиле.

3)При .............................. стиле зафиксирована

враждебность во взаимоотношениях, а также множество прояв­лений непокорности и заискивания. Работы выполнено много, но удовлетворения от нее никто не получил (Подласый И. П. Педагогика. - М., 2000).

8. Установите соответствие между характерной деятельностью учи­теля и этапами формирования коллектива (по А. С. Макаренко).