Метод воспитания и метод воздействия

Сложность состоит в разведении понятий «метод воспитания» и «метод воздействия». Метод воспитания — это, видимо, то общее и широкое воз­действие, которое выступает для процесса формирования личности фак­тором и складывается из целого ряда социально-психологических влия­ний, определяющих формирование той или иной стороны отношений. Это скорее теоретическое понятие, чем практическое, потому что оно состоит из ансамбля влияний самых различных и в каждом случае эти влияния сами по себе представляют какие-то вполне конкретные и определяющие метод воздействия. Тогда, скажем, методом убеждения окажется вся систе­ма информативного воздействия на ребенка, организуемая со стороны педагога. Туда будут входить и книги, которые он с детьми читает, и сказ­ки, которые рассказывает, и аргументы для педагогического требования или договора между педагогом и детьми. Все эти воздействия будут иметь одно направление — развитие рациональной стороны отношений ребенка к окружающим его объектам.

Но и предположив, что это так, мы вновь попадаем в трудную теоретиче­скую ситуацию. Как только проецируется сказанное на практику воспита­ния, мы обнаруживаем, что методов воспитания... — нет... Практически существуют лишь методы воздействия как отдельные опе­рации, используемые педагогом в контексте общего влияния на воспитан­ника. Каждый акт организуемой деятельности детей — это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога — это одновременное сочетание таких опе­рационных воздействий, сливающихся в нечто целое (Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Роспедагентство, 1996).

Правомерно ли отождествление методов воспитания и методов воздействия на ребенка? Насколько такой подход согласуется с Кон­венцией о правах ребенка? Аргументируйте свой ответ.