Метод воспитания и метод воздействия
Сложность состоит в разведении понятий «метод воспитания» и «метод воздействия». Метод воспитания — это, видимо, то общее и широкое воздействие, которое выступает для процесса формирования личности фактором и складывается из целого ряда социально-психологических влияний, определяющих формирование той или иной стороны отношений. Это скорее теоретическое понятие, чем практическое, потому что оно состоит из ансамбля влияний самых различных и в каждом случае эти влияния сами по себе представляют какие-то вполне конкретные и определяющие метод воздействия. Тогда, скажем, методом убеждения окажется вся система информативного воздействия на ребенка, организуемая со стороны педагога. Туда будут входить и книги, которые он с детьми читает, и сказки, которые рассказывает, и аргументы для педагогического требования или договора между педагогом и детьми. Все эти воздействия будут иметь одно направление — развитие рациональной стороны отношений ребенка к окружающим его объектам.
Но и предположив, что это так, мы вновь попадаем в трудную теоретическую ситуацию. Как только проецируется сказанное на практику воспитания, мы обнаруживаем, что методов воспитания... — нет... Практически существуют лишь методы воздействия как отдельные операции, используемые педагогом в контексте общего влияния на воспитанника. Каждый акт организуемой деятельности детей — это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога — это одновременное сочетание таких операционных воздействий, сливающихся в нечто целое (Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Роспедагентство, 1996).
Правомерно ли отождествление методов воспитания и методов воздействия на ребенка? Насколько такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка? Аргументируйте свой ответ.