Подготовка к практическому занятию
1. Что такое метод воспитания? Отметьте правильный ответ:
1) пути достижения заданной цели воспитания;
2) способ воздействия на чувства и поведение воспитанника, создание условий для раскрытия его возможностей;
3) взаимосвязанный способ деятельности учителя и учащихся, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы;
4) способ управления развитием личности воспитанника;
5) совокупность приемов воспитания;
6) ______
(Ваш вариант ответа)
2. Установите иерархию следующих понятий: метод воспитания, прием воспитания, средство воспитания. Какая схема правильно отражает эту иерархию?
3. Какие из перечисленных понятий относятся к понятию «метод воспитания»?
1) Пути достижения цели;
2) внешнее выражение процесса воспитания;
а б
в
Методы воспитания
Средства воспитания Приемы воспитания
3. Какие из перечисленных понятий относятся к понятию «метод воспитания»?
1) Пути достижения цели;
2) внешнее выражение процесса воспитания;
3) общие положения, которыми пользуются педагоги при решении воспитательных задач;
4) способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника;
5) способы управления поведением;
6) формирование чувств и эмоций.
4. В чем заключается различие между понятиями «метод воспитания» и «метод обучения»? Заполните таблицу.
Понятие | Общие черты | Различия |
Метод воспитания | ||
Метод обучения | ||
5. Что влияет на выбор методов воспитания?
1) Возраст воспитанника;
2) цели и задачи воспитания;
3) особенности творческого стиля учителя;
4) психологическое состояние учителя;
5) воспитательная система, в которой работает учитель;
6) индивидуальные особенности воспитанника;
7) пожелания родителей;
8) мнение учителя о воспитаннике и коллективе;
9) время воспитания;
10) уровень сформированности воспитательного коллектива.
6. Прочитайте и вставьте пропущенные слова.
«...Стала тривиальной истина, что влияние личности учителя на воспитанника ни с чем не сравнимо и ничем не заменимо, но повторяющие эту истину редко отдают себе отчет в том, что личность учителя раскрывается перед учеником в единстве ................... и .....................»
(Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. — М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 133).
7. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «метод воспитания». Заполните таблицу
Определение понятия «метод воспитания» | На чем сделан акцент | Что общего | В чем различие |
«…Совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий» (Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993) | |||
«…Способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств» (Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000) | |||
«…Способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленной на решение задач воспитания» (Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988) | |||
«…Общественно обусловленные способы педагогически целесообразно взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации деятельности, отношений, общения <…>» (Щукина Г.И. Педагогика.- М., 1986) |
8. Заполните пропуски.
1) Метод воспитания — это ............................ достижения заданной .............................. воспитания.
2) Приемы воспитания — это .............................. метода воспитания.
3) Средства воспитания — это .............................. приемов воспитания.
9. В Российской педагогической энциклопедии указано, что цель воспитания в Средние века — передача опыта от поколения к поколению, подчинение личности сложившимся устоям общества. Как вы думаете, какие методы воспитания использовались в такой школе?
1) Соревнование;
2) этическая беседа;
3) требование;
4) диспут;
5) внушение;
6) разъяснение;
7) наказание;
8) приказание;
9) поощрение;
10) __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(Ваш вариант ответа)