Подготовка к семинарскому занятию
1. Содержание воспитания — это:
1) система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;
2) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
3) общие идеи о построении природы и жизни общества;
4) _______________
(Ваш вариант ответа)
2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание воспитания»:
1) внешнее выражение воспитания;
2) умственное воспитание;
3) целенаправленность (наличие социального ориентира);
4) соответствие культурно-историческим ценностям;
5) личность воспитателя;
6) самовоспитание;
7) личность воспитанника.
3. Установите иерархию следующих понятий:
а) этапы развития;
б) методы воспитания;
в) содержание воспитания;
г) цели и задачи процесса воспитания;
д) условия протекания процесса воспитания,
е) формы воспитательной деятельности.
4. Как выглядит содержание воспитания в рамках различных концепций воспитания? Заполните следующую таблицу.
Концепция воспитания | Содержание воспитания |
Воспитание с целью обеспечить выживание | |
Воспитание гражданина | |
Воспитание гуманистическое | |
Воспитание личности, способной к самореализации |
5. Среди перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности содержания воспитательного процесса:
1)целенаправленность;
2) многофакторность;
3) уважение к личности;
4) длительность;
5) непрерывность;
6) воспитание чувств;
7) комплексность;
8) экономичность;
9)вариативность;
10) двусторонний характер;
11) содружество с семьей.
6. Прочитайте следующий текст.
<...> Многие учителя считают, что если ученик безошибочно воспроизводит текст учебника, приводит собственные примеры, то это вполне достаточный показатель хорошего знания. Так это или не так?
Характерный пример: учитель спрашивает правило равнобедренного треугольника, и ученица отвечает, чертит на доске пример такого треугольника — и вроде бы все верно. Но не будем спешить с оценкой знаний...
Учитель. Можно ли равносторонний треугольник считать равнобедренным?
Ученица. Нет.
Учитель. Почему?
Ученица. У него все три стороны равны.
Учитель. А у равнобедренного треугольника сколько равных сторон?
Ученица. Две.
Учитель. Если у треугольника три стороны равны, то две-то равные есть?
Ученица. Есть.
Учитель. Так можно его назвать равнобедренным?
Ученица. Нет.
Учитель. Почему?
Ученица. А у него и третья сторона равна» (Талызина Н. Ф. Формирование познавательной активности учащихся. — М., 1981).
Теперь подумайте и ответьте на вопрос: какие навыки умственного воспитания у этой ученицы не были сформированы? Как можно стимулировать их развитие?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Прочитайте описанную ниже ситуацию и подумайте: почему трудовое воспитание в данном случае оказалось малоэффективным? Что было сделано не так?
Молодая учительница пошла с пятым классом вскапывать лунки деревьев в школьном саду. Детям объяснили, как нужно выполнять эту операцию, и они активно взялись за работу. Учительница подходила то к одному, то к другому, подбадривала. Дело спорилось. Но через час энтузиазм иссяк, все как-то затормозилось. Многие просто стояли, опершись на лопаты. Учительница начала покрикивать на ребят, называла лодырями. Ученики рывками брались за работу, но дело вперед не двигалось...
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Раскройте специфику различных типов мировоззрения
Мировоззрение | Специфика |
Житейское | |
Философское | |
Религиозное |
9. Попробуйте сформулировать свои идеалы в виде мини-эссе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________