Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания
Не будет преувеличением сказать, что с конца 1980-х гг. усилия реформаторов системы образования в нашей стране в значительной мере были направлены на то, чтобы изгнать проблематику воспитания из педагогики. Мотивация этих усилий связана со справедливой критикой практик прежнего советского воспитания, которое было полностью подчинено идеологическим установкам тоталитарного государства и имело дегуманизированный характер. Но вместе с этой критикой авторитарного, обезличенного воспитания в научно-педагогических кругах утвердилось ничем не оправдываемое отрицательное отношение к воспитанию вообще.
Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует, что на всех исторических этапах развития российского образования проблемам воспитания придавалось значение «вопросов жизни». Наряду с официальным взглядом на воспитание как направленное воздействие на личность в российском обществе большую популярность имели концепции «разумного воспитания», гражданского и народного воспитания. Представления о воспитании связывались с идеями служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, «возбуждения у учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и истине... чтобы личность была одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом» (Н. И. Пирогов).
В начале XX в. в России получили широкое развитие идеи свободного воспитания. В трудах русских философов-идеалистов оформилась идея экзистенциального подхода к нему.
В. В. Зеньковский, до конца жизни остававшийся на этих позициях, убедительно показал, что «задачи воспитания не только труднее, но и важнее, чем задачи обучения». При этом он считал, что педагогические приоритеты должны расставляться в соответствии с приоритетами развития души ребенка: «В школе должна иметь место иерархия задач, которая должна соответствовать иерархии в строении души: из побочной и дополнительной темы в школьной жизни воспитательная задача должна занять в ней главное место» (Педагогическое наследие русского зарубежья. — М., 1993. - С. 157).
Эта ценностная иерархия была нарушена в массовой советской школе, которая взяла на вооружение идеи «воспитывающего обучения» и «воспитательного коллектива», основанные на объектном подходе к ребенку и трактовке воспитания как воздействия на него. Пожалуй, лишь В. А. Сухомлинский, продолжая традиции отечественного духовно-нравственного воспитания, понимал его как главный труд души ребенка, направленный на интериоризацию общечеловеческих ценностей. Все это убеждает в том, что в современной социокультурной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований.
Ценности воспитания — это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия и воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Ценности можно выбирать. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется. Это происходит на уровне как макро-, так и микросистем воспитания. Вместе с тем на практике нередко можно встретиться с такими явлениями, как неосознанные ценностные ориентации или, наоборот, строго заданные нормативные ценностные установки, не предполагающие выбора. Последнее было присуще командно-административной воспитательной системе тоталитарного государства. Заданными ценностями воспитания были воспитательный коллектив, детская общественно-политическая организация, общественные интересы, воспитание на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, идейность, единство требований и т. д. В такой воспитательной системе ценностное отношение к человеку, ребенку, его индивидуальности и самобытности не культивировалось. Недаром наша педагогическая общественность, как и широкие массы населения, не были до недавнего времени знакомы с такими основополагающими для организации воспитания документами, как «Декларация прав человека» и «Международная конвенция о правах ребенка». <...>
Абсолютной ценностью воспитания и является ребенок, человек как «мера всех вещей». Человек — это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении — это гуманистический, личностно-ориентированный процесс.
Для выявления сущности личностно-ориентированного воспитания важно понять, на какой образ человека оно нацелено. Опираясь на достижения современной антропологии, можно утверждать, что человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной. Соответственно этому и ребенка необходимо рассматривать в трех измерениях — как существо природное, социальное и культурное. Выделение этих сущностей не означает, однако, что они как бы сосуществуют в ребенке каждая сама по себе. Нет, человек — существо целостное. Недаром основным в его развитии на всех возрастных этапах признается противоречие между социальным и биологическим, природным началом. И единственно правильный путь его разрешения — это «окультуривание» человеческих потребностей. <...>
Человек культуры — свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка и всемерного поощрения и развития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и других механизмов демократизации образовательно-воспитательной системы.
Человек культуры — личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, труде, быту, организации досуга, общения и т. д. Педагогически значимые ориентиры творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству.
Цель воспитания человека культуры включает и практическую подготовку его к жизни в определенном культурном пространстве. Выпускник современной школы готовится к жизни в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли приватной (частной) жизни. Адаптация к этим условиям требует от него практического овладения основами экономики, компьютерной грамотностью, языками мира, навыками общения, знания религиозных праздников, народных обычаев и т. д. В новых условиях актуализируется бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, иметь эстетический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом.
return false">ссылка скрытаОсобый пласт духовности гражданина составляют общенациональные ценности. В России как многонациональном государстве этот вопрос очень деликатный, тонкий, требующий учета многих факторов межэтнического взаимодействия. В то же время нельзя не отметить запущенность воспитания в сфере национального самосознания, российского менталитета, русского духа (Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ори-ентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29-31).
В чем заключается гуманистический смысл воспитания? Попробуйте определить пути реализации ценностных оснований воспитания в современной школе. Приведите примеры.