Подготовка к семинарскому занятию

1. Что такое воспитание? Отметьте правильный ответ:

1) целенаправленная и специально организованная деятельность воспитателя, целью которой является создание условий для са­моразвития и самоактуализации личности;

2) процесс управления развитием личности;

3) процесс формирования личности, происходящий под влиянием окружающей среды;

4) часть педагогики, рассматривающая вопросы организации вос­питательной работы в школе;

5) организованное определенным образом воздействие на психи­ку воспитуемого с целью привить ему качества, желаемые вос­питателем.

2. Что из перечисленного можно отнести к движущим силам воспи­тания?

1) противоречия между ожиданиями общества в отношении под­растающего поколения и собственными, субъективными по­требностями детей и молодежи;

2) противоречия между «отцами и детьми» из-за различных взгля­дов на жизнь;

3) противоречия между методами работы учителей и потребностями учащихся;

4) противоречие между индивидуальностью процесса воспитания и массовым характером организации учебно-воспитательного процесса;

5) противоречие между возникающими у личности потребностя­ми и возможностями для их удовлетворения.

3. Рассмотрите и проанализируйте определения понятия «процесс воспитания». Заполните таблицу.

Определение понятия «процесс обучения» На чем сделан акцент Слабая сторона определения Общее в определениях Различия в определениях
«Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений» (В.С. Безрукова)        
«Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочивание влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации» (В.А. Сластенин)        
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, в результате которого создаются воспитательные ситуации» (Б.Т. Лихачев)        

4. Найдите соответствие между закономерностями и принципами воспитания. Заполните таблицу.

 

№   Закономерности воспитания   Принципы воспитания  
    Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями  
    Принцип гуманистической направленности воспитания; принцип опоры на положительное в человеке
  Эффективность воспитания обусловлена степенью собствен- ной активности личности, мотивами деятельности и характером ее педагогического руководства    

5. Какая из приведенных ниже схем наиболее правильно отражает структуру процесса воспитания?

а б
Процесс воспитания Процесс воспитания
Основные цели и нормы поведения Деятельность воспитателя   Деятельность воспитанника
       
Формирование отношения к ним      
     
Формирование мотивов      
     
Формирование взглядов и убеждений      
     
Формирование мировоззрения      

6. Составьте схему процесса перевоспитания. Что лежит в его основе

                       
           

 

 


7. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о сути процесса воспитания.

1) «Хорошо сформированная цивилизация — это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы поддержать личность, давать ей возмож­ность преодолевать всякого рода неожиданности и изменять ее ...с помощью факторов подкрепления» (Скиннер Б. Утопия и человеческое поведение).

2) «Теория удовольствия и неудовольствия, наслаждения и стра­дания — это старая сенсуалистическая теория... ложна в самом своем основании... Жизнь души, не порывающая сама себя, может состоять только в деятельности не для добывания удо­вольствий, а для самого дела. В такой деятельности и удоволь­ствия и неудовольствия нейтрализуются, и на их место выходит жизнь — горящая, пламенная, сыплющая вокруг искры; человек мыслящий ...берет самый этот источник жгучих и блестящих искр» (Ушинский К. Д. Собр. соч. — Т. 10).

С чем вы согласны и с чем не согласны в этих высказываниях?

Согласен с… Не согласен с…
   

8. Коротко раскройте суть следующих приемов самовоспитания. Самопознание

Самообязательство _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самоубеждение_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самоприказ_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самоконтроль_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самоанализ_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________