Виды работ, связанные с чтением

На двух последних годах обучения дети в достаточной мере овладевают навыками аналитического чтения, для того чтобы использовать его при работе над произношением.

Чтение слов с разложением его на части на­правлено на то, чтобы обеспечить единство работы над целым словом и его элементами. Способ деления слова на части диктуется закономерностями усвоения глухими дошкольника­ми произносительных навыков и особенностями звуко-буквенного состава того или иного слова. Многие слова подвергают­ся разложению потому, что критический звук находится в позициях, которые могут вызывать ошибочное воспроизведе­ние. Например, звуки м и н после таких согласных, как ш, т, р и др., произносимых с энергичным выдохом, воспроизводят­ся нередко ошибочно (мп, мб, б, л, нт, нд, д, г). Звуки с, ш, з, ж часто произносятся в словах ослабленно, пропадают совсем или заменяются гласными. Разложению подвергаются в основном слова с трудными стечениями звуков, для предот­вращения наиболее распространенных ошибок: призвуков в стечениях согласных, пропусков одного из согласных, их пе­рестановки.

Педагог берет табличку с написанным словом и в присут­ствии детей разрезает ее в месте стечения согласных. Части таблички кладет на некотором расстоянии друг от друга и предлагает ребенку прочитать слово. Если первый согласный в стечении фрикативный или смычно-проходной, то в момент произнесения звука (протяжного) первая часть таблички подтягивается ко второй и слово читается дальше без паузы. Если первый согласный смычный или слитный (аффриката), то удобнее подтянуть последующую часть. После того как слово по частям прочитано без ошибок, части таблички сое­диняют и слово прочитывается вновь. Если ребенок вновь не может воспроизвести слово правильно, то оно опять делится на части. В случае особенно стойких нарушений при чтении следует повторить слово сопряженно, отраженно, используя приемы фонетической ритмики, с последующим его прочтени­ем. Результатом работы должно быть самостоятельное правильное произнесение слова ребенком, без опоры на графичес­кое его изображение.

Чтение слова без разложения на части предпо­лагает более высокий уровень произносительных навыков. Ре­бенок должен прочитать слово слитно, соблюдая ударение (орфоэпично), правильно воспроизводя звуковой состав сло­ва. В случае ошибок следует вернуться к чтению с разложе­нием на части или к слоговым упражнениям.

Виды работ, связанные с называнием картинок, ответами на вопросы и т.п., создают условия, при­ближающиеся к ситуациям самостоятельного высказывания. Важно, чтобы дети называли картинки, отвечали на вопросы без опоры на буквенный образ. Нельзя забывать, что на за­нятиях по обучению произношению главная задача – добить­ся хорошего произношения. Поэтому не следует довольство­ваться правильным ответом лишь по содержанию вопроса, необходимо добиться правильного произношения на уровне тех произносительных возможностей, которыми владеет ребе­нок к настоящему времени.