ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для работы с глухими детьми преддошкольного и дошкольного возраста от 1,5 – 2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необхо­димый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2) – 3,3 – 4, 4 – 5, 5 – 6, 6 – 7 лет) по разным направлениям педа­гогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и подготовку его к школьному обучению.

Программа строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов. Содержание программы глухих дошкольников направлено на реализацию следующие принципов воспитания и обучения:

обеспечивать общее разностороннее развитие глухих до­школьников на основе изучения их возрастных психофизичес­ких возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам;

организовывать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;

осуществлять деятельный подход к воспитанию глухих де­тей, т.е. проводить все виды воспитательной работы (образо­вательную и коррекционную) в русле основных видов детской деятельности;

широко использовать и развивать остаточный слух у глухих детей и применять звукоусиливающую аппаратуру коллективного и индивидуального пользования на всех занятиях и в режимные моменты;

использовать речевые средства в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми;

осуществлять преемственные связи между специальным дошкольным учреждением для глухих детей и соответствую­щим типом школы

Учебный материал программы сгруппирован в разных раз­делах по темам, которые являются как бы сквозными на весь период дошкольного обучения и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности с помощью единых рече­вых средств.

Усвоение программных требований и сведений об окружа­ющем мире осуществляется тремя способами: действием, изо­бражением, речью (устной, письменной, дактильной) в раз­личном их соотношении в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации.

Перечисленные принципы отражают современное понима­ние проблемы развития аномальных детей дошкольного воз­раста и путей коррекции дефекта.

Программа рассчитана на выполнение ее во всем объеме при условии пребывания детей в дошкольном учреждении не менее четырех лет, необходимой материальной базы и соот­ветствующей квалификации педагогов (высшее дефектологи­ческое образование учителя, среднее или высшее дошкольное образование воспитателя при систематическом повышении его квалификации в области дефектологических знаний).

Программа ставит задачи, помочь педагогам в психолого-педагогическом изучении ребенка; способствовать обогащению общего развития ребенка; осуществлять коррекцию аномаль­ного развития; подготовить ребенка к обучению в школе.

Решение конкретных задач воспитательно-образовательной работы, стоящих в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога и воспитателя, а также участия родителей в воспитании детей, в реализации единых требований к работе с ними. Ответственность за вы­полнение программы полностью возлагается на работников дошкольного учреждения. Родители привлекаются к обучению детей на время пребывания их в семье (особенно в выходные дни, каникулярное время, дни болезни). Кроме того, их инфор­мируют об успехах или трудностях в усвоении программы детьми.

Программа состоит из девяти разделов, которые в сово­купности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям (умственное развитие, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, обучение словесной речи, развитие остаточного слуха). Разделы программы рас­положены в определенной последовательности с учетом осо­бенностей воспитания аномальных детей. Некоторые глухие дети поступают в дошкольное учреждение со второго года обучения. Поэтому содержание работы, программные требова­ния первого года обучения в какой-то мере повторяются на втором году.

Вначале представлены разделы, направленные на обеспе­чение основной задачи воспитания и обучения дошкольников – физическое развитие, развитие основных движений, охрану здоровья детей и организацию их быта в специальном до­школьном учреждении. Затем излагаются содержание работы и требования к ней по основным видам деятельности ребенка-дошкольника. Вслед за разделами, дающими материал по развитию игровой, продуктивной и элементарной трудовой деятельности, идут разделы «Развитие речи» и «Формирова­ние элементарных математических представлений».

Самостоятельным разделом программы представлена коррекционная работа по развитию речи – развитие остаточного слуха и обучение произношению.

«Музыкальное воспитание» – последний раздел програм­мы, но тем не менее по своей коррекционной нагрузке, зада­чам эстетического воспитания и развития детей он ни в коей мере не может считаться второстепенным или малозначимым.

Помимо основного содержания в Программе в качестве приложения даны необходимые для организации работы ма­териалы – режим дня и учебный план для каждого года обу­чения.

К разделам программы «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», «Игра» даны методические рекомендации.

Материал программы рассчитан на шестидневную рабочую неделю Продолжительность учебного года – с 1 сентября по 15 июня. Четыре недели в году (две в начале сентября и две – в начале июня) отводятся на проверку уровня знаний детей по всем разделам программы (кроме музыкального воспита­ния) В эти сроки в утреннее время педагог проводит только индивидуальные занятия. В вечернее время на фронтальных занятиях воспитатель проверяет умения детей по видам дея­тельности (игра, труд, изобразительная деятельность, физи­ческое воспитание, ознакомление с окружающим). Материал для проверок подбирается из программы соответствующего квартала или полугодия.