Идеальные концепции государственного и общесгвенного устройства и их значение

Общество ищет политический идеал. Желание жить лучше заставляет людей совершенствовать государственно-правовые институты. Градовский «идеал есть определенное настроение наших нравственных сил». Одни идеальные политические модели сменяют другие. Однако все они утопичны. Манхейм связывал это с сознанием человека. «Утопичным является то сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его бытием». Сколько было учений о совершенном общественно-политическом устройстве, столько было и их критиков. Новгородцев критиковал: теорию правового государства, социализма и анархизма. Он говорил «естественное многообразие и конкретная сложность жизни не могут быть заменены никакими упрощениями отвлеченной мысли». Революционное движение в России подняло интерес к социализму и анархизму. Старый государственный строй не удовлетворяет новую политическую элиту, и она ищет новые государственно-правовые формы. «Каждый из мыслителей, по-своему выражал ту истину, которая должна спасти людей, но все думали одинаково, что такая истина есть и что они знают ее». Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Макиавелли, Руссо, Кант, Гегель, Бакунин, Градовскнй, Ильин, Н. Алексеев и другие мыслители думали о грядущем блаженстве человечества или своего народа, создавая собственные политико-правовые и социальные модели, которые впоследствии стали достоянием мировой духовной культуры. Общественный идеал является принципом свободного универсализма, в котором выражается равенство, свобода н всеобщность индивидов. В XX в. самыми конкурентоспособными оказались теории анархизма, коммунизма и правового государства.