Объективность

Вопрос об объективности права является сложной и часто обсуждаемой проблемой. Чтобы иметь возможность ответить на этот во­прос, необходимо провести некоторые различия, дабы установить, какое понятие либо понятия объек­тивности задействованы здесь и относи­тельно какой деятельности, связанной с правом, уместен этот вопрос.

Прежде всего, следует различать эпистемоло­гическую и метафизическую объективность [12]. Эпистемологическая объективность исходит из того, что наш процесс познания должен быть свободен от предрассудков и иных искажений. Метафизическая объективность взаимосвязана с истиной. Утверждение объективно в этом смысле тогда и только тогда, когда оно пред­ставляет положение дел так, как оно есть на са­мом деле, независимо от наших мнений и пред­рассудков. Мармор [16, p. 112-134] определяет метафизическую объективность как отношение между утверждением и существующим в мире объектом, который описывается данным утвер­ждением. Предложение объективно тогда и только тогда, когда объект существует, и субъективно – когда подобного объекта не существует. Это опре­деление объективности зиждется на двух предпо­сылках. Первая состоит в том, что объективными могут быть лишь дескриптивные предложения, и вторая – в принятии теории истины Аристо­теля-Тарского (корреспондентной теории ис­тины).

В этой статье я отстаиваю мнение, что право­вые предложения, или, скорее, правовые пред­ложения определенного вида, являются дескрип­тивными и могут быть истинными.