Объективность
Вопрос об объективности права является сложной и часто обсуждаемой проблемой. Чтобы иметь возможность ответить на этот вопрос, необходимо провести некоторые различия, дабы установить, какое понятие либо понятия объективности задействованы здесь и относительно какой деятельности, связанной с правом, уместен этот вопрос.
Прежде всего, следует различать эпистемологическую и метафизическую объективность [12]. Эпистемологическая объективность исходит из того, что наш процесс познания должен быть свободен от предрассудков и иных искажений. Метафизическая объективность взаимосвязана с истиной. Утверждение объективно в этом смысле тогда и только тогда, когда оно представляет положение дел так, как оно есть на самом деле, независимо от наших мнений и предрассудков. Мармор [16, p. 112-134] определяет метафизическую объективность как отношение между утверждением и существующим в мире объектом, который описывается данным утверждением. Предложение объективно тогда и только тогда, когда объект существует, и субъективно – когда подобного объекта не существует. Это определение объективности зиждется на двух предпосылках. Первая состоит в том, что объективными могут быть лишь дескриптивные предложения, и вторая – в принятии теории истины Аристотеля-Тарского (корреспондентной теории истины).
В этой статье я отстаиваю мнение, что правовые предложения, или, скорее, правовые предложения определенного вида, являются дескриптивными и могут быть истинными.