В целом для новгородской живописи характерны цельность формы, симметрия композиции, наличие орнамента и изображение неподвижно стоящего святого


несколько удлиненных пропор­ций, с крупными чертами лица и широко открытыми глазами. Лик и руки обводили черным контуром (что было характерно для романского искусства), сам же лик высветляли.

Композиции новгородско­го письма, какими бы сложны­ми они ни были, пусть даже в несколько ярусов, всегда строи­лись в одной плоскости. Компо­зиция иконы XV в. «Чудо о Фло­ре и Лавре» также состоит как бы из двух ярусов. В центре ее верхней части - архангел Миха­ил, держащий за поводья двух лошадей; по сторонам от него на горках стоят, готовые принять поводья, святые Флор и Лавр, почитавшиеся как покровители коневодов. В нижнем ярусе изо­бражены всадники, ведущие ло­шадей с жеребятами к водопою.

Эта икона дает достаточно

ПОЛНОе представление Об ОСНОВ- Чудо „ флоре и Лавре. Икона. Новгородская школа.

НЫХОСОбенНОСТЯХНОВГОрОДСКОГО ГТГ. Москва

письма. Композиция построена

строго симметрично. Горы изображаются уступами, их вершины заканчиваются плоскими, как срезанными, площадками с завитками. Причем всегда в нижней ча­сти гор размещены пещеры; по горам разбросана редкая растительность - травы и деревья. Деревья веерообразной формы, с утолщенными книзу стволами, с цве­тами и ягодами. Кони прописаны плавной линией и имеют изящно выгнутую шею и слегка одутловатое тело.

Значительное место в новгородской живописи занимало так называемое па­латное письмо, т.е. изображение помещения и обстановки. Фон был, как правило, светло-желтым, иногда золотился.

Изобразительное искусство древнего Пскова развивалось так же, как и зодче­ство, отличаясь своеобразием, обусловленным положением Пскова как города-фор­поста на северо-западе Руси. Сам интерьер псковского храма, похожий скорее на пещеру, нежели на интерьер классического византийского здания, обязывал живо­писцев соответствующим образом украшать его. Особенность оформления дик­товалась также тем, что псковитяне, можно сказать, молились с мечом, не сни­мая кольчуги, только забегали в храм, чтобы приложиться к иконе. Поэтому в иконах Пскова ощущается нечто драматическое, возникающее благодаря напря­женному сочетанию глубоких красных и зеленых тонов. Повышенная драматич­ность передана беспокойным линейным ритмом, резкими ударами белой краской как в выступающих, так и в затененных местах. Для псковской иконописи харак­терно сочетание архаичных статичных форм и деталей, указывающих на движе­ние. Наиболее убедительно это проявляется в излюбленных сюжетах псковских


мастеров - избранные святые и «Сошествие во ад».

Сошествие во ад. Икона. Псковская школа. ГТГ. Москва

На иконах с изображением свя­тых за основу берется принцип ста-туарности, доведенный почти до абсолюта: это торжественные за­стывшие фигуры с одинаковыми жестами, сосредоточенными лика­ми. Таковы святые на иконе «Св. Параскева Пятница, Григорий Бо­гослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий». Экспрессия отдельных сцен в сочетании с подчеркнутой монументальностью общей компо­зиции характеризует «Сошествие во ад». Композиция иконы строит­ся на сочетании динамичного треу­гольника, образованного фигурами Христа, Адама и Евы, и непод­вижных толп праведников и про­роков. В отличие от всех прочих изображений этого сюжета в псков­ских иконах слава вокруг Иису­са Христа неизменно имеет форму эллипса с заостренными вершина­ми, середина которой заполнена цветом фона, как правило, зеле­ного.

Лики святых на иконах псковской школы весьма характерные. Их отличают пре­жде всего треугольники глазниц, образуемые светлыми пятнами на скулах и вдоль носа, что создает впечатление необычайно сосредоточенного взгляда; обычно глу­боко посаженные глаза, а также утолщенное окончание носа при удлиненном ова­ле лица.

Наряду с иконописью очень интенсивно развивалась книжная миниатюра. Новгородские миниатюрыиз Симоновского евангелия (1270 г.) созвучны иконам. Четыре миниатюры с евангелистами представляют собой строго симметричную композицию, в центре которой под аркой подковообразной формы помещена фи­гура евангелиста в рост с открытой книгой в руках. К XV в. в Новгороде для укра­шения книжной миниатюры сложился особый орнамент, состоящий из растений, широких и узких лент, причудливо переплетающихся между собой и переходящих в фантастических полуптиц, полузверей.

Псковская миниатюра идентична новгородской. К произведениям псковского стиля относится псалтырь из собрания графа Ф.Толстого, по оформлению пере­кликающаяся с псалтырью Иоанна Грозного. В ней также помещены изображе­ния евангелистов в обрамлении из сложного орнамента, представляющего собой трехглавый храм без крестов, который образован причудливым переплетением по­лос, растений и диковинных животных. Изображение каждого евангелиста по­мещено на зеленом фоне, типичном для псковских миниатюр. Лица евангелистов переданы объемно при помощи белых «оживок». На одеждах освещенные места также отмечены белым цветом.