Искусство империи Траяна

Культура в период правления Траяна - своеобразная реакция на художественную политику Флавиев с ее роскошью быта и пышностью украшений. Траян был пре­жде всего полководцем; в результате завоевательных войн империя достигла мак­симальных границ, включив территории Испании, Британии, Галлии, Балканского полуострова, Малой Азии, Сирии, Месопотамии, Аравии, Армении, Палестины, Египта и севера Африки. Величие империи при Траяне находило отражение в ве­личественных и гармоничных сооружениях. Вновь, как в республиканский пери­од, возросло значение практически необходимых инженерных сооружений, при­чем не только в Риме, но и в его провинциях. Замечательными инженерными и в то же время художественными памятниками времени Траяна являются мост через Дунай, Гардский мост на юге Франции, мост через реку Тахо на испано-португаль­ской границе, акведук в Сеговии - в Испании.

В Риме от этого периода остались рынок и форум Траяна. Рынок представлял собою прекрасно спроектированное полукруглое сооружение, вмещавшее на сво­их четырех этажах свыше ста лавок. Рыночные ряды были построены с целью укрепить холм Квиринал, которому грозил обвал. Нижний этаж, вплотную при­мыкавший к холму, представлял собою вогнутый полукруг с лавками посереди­не и апсидными залами с обоих концов. Над вторым этажом с лавками высился третий, несколько отодвинутый к середине склона холма так, что перед лавками и за ними проходили мощеные улицы. По ним можно было попасть на самую важ­ную часть рыночных рядов - в двухэтажный прямоугольный зал, где происходи­ли сделки, обмен и раздача товара населению. На последнем этаже располагались рыбные ряды с ваннами, дно которых украшали мозаичные изображения нахо­дившихся в них рыб; в ванны подавалась как пресная, так и морская вода. Распо­лагавшееся в самом центре города сложное по композиции и богатое по отдел­ке сооружение утилитарного значения было типично для архитектуры римского города.

Великолепный огромный (300 м в длину и 185 м в ширину) форум был од­ной из самых красивых площадей Древнего Рима, его проектировал и руководил строительными работами известный архитектор Аполлодор из Дамаска.


До наших днейдошланеболыпаячасть
построек, остальное погребено под ули­
цей Императорских форумов. Вход укра­
шала арка, в центре которой находилась
позолоченная статуя Траяна. Пол был
выложен плитами из цветного мрамора.
По краям широкой площади тянулась ко­
лоннада, в глубине ее находилась бази­
лика Ульпия, из этого рода происходил
Траян. Пятинефная базилика являлась
самой большой из всех ранее построен­
ных и одной из самых богато декориро­
ванных: потолок ее был целиком покрыт
золотыми пластинами. Вплотную к ба­
зилике примыкали две библиотеки, со­
державшие рукописи на греческом и ла­
тинском языках. В центре небольшого
двора высилась колонна Траяна (38 м),
возведенная в честь его победы в Да­
кии. Ее украшали рельефы с изображе­
нием эпизодов двух походов Траяна в Да­
кию, расположенные лентой по спирали.
В цоколе колонны, в золотой урне, по­
коился прах Траяна. Венчала КОЛОННу Акведук Траяна. Сеговия
его статуя.