И АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
В характере культуры Древней Греции повторился неизменный закон: она не являлась чем-то случайным, наносным, а была проявлением сути народного духа, который сформировался именно в этой местности. Географические особенности Балканского полуострова: долины, невысокие округлые горы, оливковые и лимонные рощи у их подошв, изрезанная бухтами прибрежная полоса и огромное количество островов, постоянно маячивших перед глазами мореплавателей, -способствовали сближению человека с природой, а масштабы окружающего мира, его простота и красота привели греков к пониманию соразмерности сил человека и природы. Отсюда и боги в их представлении были, как люди, наделены всеми человеческими слабостями. Эллины называли мир Космосом и считали его разумным и управляемым законами.
Влияние благодатной праздничной природы сказалось всюду: в науке, архитектуре, пластике, философии, в самом складе ума греков. Особенность эллинского мышления - анализировать все, что вызывало их удивление, а затем просто, рационально объяснять - обусловила развитие реалистического изобразительного искусства, прежде всего скульптуры и соразмерной пропорциям человеческого тела архитектуры.
В процессе своего развития древнегреческое искусство пережило несколько этапов. КII тысячелетию до н.э. относится древняя минойская, или кносская, культура, названная так по имени легендарного царя Миноса или его знаменитого дворца в Кноссе на о. Крите. Минойская цивилизация процветала до середины XV в. до н.э., когда она оказалась неожиданно уничтоженной вулканической катастрофой, а Крит был захвачен пришельцами - ахейцами.
Развитие ахейского общества в XVI-XIII вв. до н.э. проходило под влиянием ми-нойской цивилизации, но по названию одного из наиболее важных городских центров - Микен - древнейшую культуру континентальной Греции называют микенской.
Троянская война оказалась последним событием всей крито-микенской, или эгейской, цивилизации, облегчившим проникновение в Грецию дорийцев. Дорийское завоевание привело к гибели эгейской культуры и общему хозяйственному упадку. Период в истории Эллады в XI-VIII вв.. до н.э. считается «темными веками», однако его называют еще гомеровским, по имени жившего в то время гениального древнегреческого аэда1 Гомера, создавшего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея».
1 Аэд - певец, сочиняющий и исполняющий эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента.
На время с середины VIII до конца VI в. до н.э. приходится архаический период, существенной чертой которого было возникновение в географически обособленных районах Эллады самостоятельных городов-полисов, формировавшихся вокруг акрополя или святилища, с прилегавшей к нему сельскохозяйственной округой.
В тот же период недостаток земли заставил большинство полисов развивать торговлю и осуществлять широкую территориальную экспансию, названную «великой колонизацией», сопровождавшуюся бурным развитием искусства.
Наивысший культурный расцвет Древней Греции - классическая эпоха, длившаяся в течение V-IV вв. до н.э., - был связан с окончанием греко-персидских войн, выдвинувших Афины в число наиболее сильных полисов. Эта эпоха делится на периоды ранней классики (первая половина V в. до н.э.), высокой классики (449-421 гг. до н.э.) и поздней классики (конец V-IV в. до н.э.).
Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы Ахеменидов положило начало эпохе эллинизма, охватившей период III— I вв. до н.э.