И АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В характере культуры Древней Греции повторился неизменный закон: она не яв­лялась чем-то случайным, наносным, а была проявлением сути народного духа, ко­торый сформировался именно в этой местности. Географические особенности Бал­канского полуострова: долины, невысокие округлые горы, оливковые и лимонные рощи у их подошв, изрезанная бухтами прибрежная полоса и огромное количество островов, постоянно маячивших перед глазами мореплавателей, -способствовали сближению человека с природой, а масштабы окружающего мира, его простота и красота привели греков к пониманию соразмерности сил человека и природы. От­сюда и боги в их представлении были, как люди, наделены всеми человеческими слабостями. Эллины называли мир Космосом и считали его разумным и управля­емым законами.

Влияние благодатной праздничной природы сказалось всюду: в науке, архи­тектуре, пластике, философии, в самом складе ума греков. Особенность эллин­ского мышления - анализировать все, что вызывало их удивление, а затем просто, рационально объяснять - обусловила развитие реалистического изобразительно­го искусства, прежде всего скульптуры и соразмерной пропорциям человеческо­го тела архитектуры.

В процессе своего развития древнегреческое искусство пережило несколько эта­пов. КII тысячелетию до н.э. относится древняя минойская, или кносская, культу­ра, названная так по имени легендарного царя Миноса или его знаменитого дворца в Кноссе на о. Крите. Минойская цивилизация процветала до середины XV в. до н.э., когда она оказалась неожиданно уничтоженной вулканической катастрофой, а Крит был захвачен пришельцами - ахейцами.

Развитие ахейского общества в XVI-XIII вв. до н.э. проходило под влиянием ми-нойской цивилизации, но по названию одного из наиболее важных городских цен­тров - Микен - древнейшую культуру континентальной Греции называют микен­ской.

Троянская война оказалась последним событием всей крито-микенской, или эгейской, цивилизации, облегчившим проникновение в Грецию дорийцев. Дорий­ское завоевание привело к гибели эгейской культуры и общему хозяйственному упадку. Период в истории Эллады в XI-VIII вв.. до н.э. считается «темными века­ми», однако его называют еще гомеровским, по имени жившего в то время гени­ального древнегреческого аэда1 Гомера, создавшего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея».

1 Аэд - певец, сочиняющий и исполняющий эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента.


На время с середины VIII до конца VI в. до н.э. приходится архаический пери­од, существенной чертой которого было возникновение в географически обо­собленных районах Эллады самостоятельных городов-полисов, формировавших­ся вокруг акрополя или святилища, с прилегавшей к нему сельскохозяйственной округой.

В тот же период недостаток земли заставил большинство полисов развивать тор­говлю и осуществлять широкую территориальную экспансию, названную «великой колонизацией», сопровождавшуюся бурным развитием искусства.

Наивысший культурный расцвет Древней Греции - классическая эпоха, длив­шаяся в течение V-IV вв. до н.э., - был связан с окончанием греко-персидских войн, выдвинувших Афины в число наиболее сильных полисов. Эта эпоха делит­ся на периоды ранней классики (первая половина V в. до н.э.), высокой классики (449-421 гг. до н.э.) и поздней классики (конец V-IV в. до н.э.).

Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы Ахеменидов положило начало эпохе эллинизма, охватившей период III— I вв. до н.э.