НОВОЕ ЦАРСТВО
Эпоха Нового царства открылась вступлением в 1580 г. до н.э. на престол XVIII династии, первым фараоном которой был Яхмес I, окончательно изгнавший гиксосов из Египта. Борьбу за новое объединение страны вновь возглавили Фивы, провозгласившие установление единого религиозного культа бога Амона.
С именем Амона-Ра связано то поистине грандиозное строительство, которое началось в этот период.
1 От «каннелюра» (фр.) - вертикальный желобок на стволе колонны.
2 Портик - галерея на колоннах или столбах перед входом в здание.
3 Пандус - наклонная площадка, служащая для въезда к расположенному над цоколем здания
парадному входу.
4Гиксосы - кочевые азиатские племена.
По-прежнему главное внимание уделялось строительству храмовых комплексов. Храмы, посвященные Амону-Ра и другим богам, возводились как наземные скальные. Заупокойные храмы строились как наземные и полускальные.
Наземные храмы представляли собой в плане вытянутый прямоугольник, окруженный высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона1, к наружной стороне которого прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона позолоченные обелиски. Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой два) заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центр двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма - молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух - статуи богини-жены и бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.
Двор, где молился простой люд, заливало солнце; колонный зал тонул в полумраке, поскольку освещался только через окна более высокого центральное нефа; помещения в глубине храма не имели окон, здесь применялось искусстве» ное освещение. Таким образом, со двора внутри храма ничего не было видно, в то время как из молельни - обиталища бога - жрецы просматривали насквозь и гипостиль, и ярко освещенный двор, и противоположный берег Нила.
К подобному типу храмов относятся оба прославленных храма бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский.
Карнак справедливо считают каменным архивом истории Египта. Строительст во его началось в XX в. до н.э. и продолжалось около десяти веков. На стенах, кар низах, пилонах сохранились гимны богам, посвящения царям, изображения раз личных моментов ритуала, сведения о важнейших исторических событиях.
Со временем центральная колоннада первого зала была продолжена вдоль всего двора до пилона. Это было важным нововведением, придавшим окончательный вид храмам Нового царства. Колоннада определяла путь торжественны: процессий: она сливалась с аллеей сфинксов, ведшей к Нилу, и как бы продолжа ла линию дороги внутрь храма, воплощая характерную для египетского зодчества идею бесконечности пути.
Мощный подъем строительства Карнакского храма происходил во время правления Рамсеса II, наиболее могущественного фараона XIX династии. При нем был возведены уникальный по размерам и оформлению колонный зал (гипостиль) новый пилон, роскошно декорированный статуями фараона и обелисками.
Гигантомания, свойственная древним египтянам, проявилась в оформлении ги-постильного зала, который занимал площадь в 5 тыс. кв. м и состоял из 134 колонн, расположенных в шестнадцать рядов. Колонны центрального нефа имели высоту более 19 м, остальные - почти 15 м. Поверхности стен и колонн были по крыты цветными рельефами. Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы папируса, а все остальные колонны представляли собой связки его нераспустившихся стеблей. Таким образом была выражена идея разных фаз жизни - ее зарождения и расцвета. В то же время зал как бы воспроизводил нильские заросли.
1 Пилон - монументальные трапециевидные башни с покатыми стенами и узкой дверью между ними
Сохранившиеся доныне колонны и перекрытия Карнакского храма поражают своими масштабами. Мощные вертикали и горизонтали способствовали созданию образа устойчивости и долговечности. Эффект усугублялся цветом, игравшим важную роль в искусстве Древнего Египта. Ярко раскрашивали не только интерьеры храмов, но и фасады, украшенные рельефами. На камень наносили тонкий слой грунта, а затем накладывали зеленую, синюю, ярко-желтую краски. Углубленный контур рельефа, рассчитанный на отвесно падающие лучи экваториального солнца, придавал всем деталям изображения удивительную пластичность.
В этот период было завершено строительство единого архитектурного комплекса, на редкость декоративного. Бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков с блестящими золочеными верхушками, монументальные статуи колоссов на фоне массивных раскрашенных пилонов, украшенных вызолоченными кедровыми мачтами с вымпелами, бесчисленные колоннады храмов - все это создавало неповторимый облик Фив - прекраснейшего из городов Египта.
Скальные храмовые комплексы представляли собой перевернутую букву «Т». Фасад вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Самым уникальным храмом подобного типа является знаменитый храм Рамсеса II в Абу-Симбеле, состоящий из Большого и Малого храмов. Большой был посвящен фараону и трем богам: Амону, Ра и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом любимой жены Рамсеса II Не-фертари.
Фасад Большого храма являл собою как бы поверхность стены пилона, перед которым возвышались двадцатиметровые колоссы Рамсеса II, высеченные прямо в скале. В первом зале с четырехгранными столбами помещались статуи Рамсеса II, изображавшие его в облике бога Осириса. В глубине, в молельне, вместе со статуями Амона, Ра и Птаха тоже находилась гигантская статуя Рамсеса П.
Вопреки традиции храм был расположен на западном берегу Нила и ориентирован на восток. С первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в темно-красный цвет, отбрасывая иссиня-черные тени, и как бы выступали из скалы. Кроме того, лучи восходящего солнца дважды в году (в день рождения фараона и в день его коронации) выхватывали из мрака фигуру Рамсеса, и она казалась выходящей из храма на поверхность.
Существенным нововведением архитектуры Нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице, а в потайном месте, в отдаленных ущельях. Наземные заупокойные храмы строились по тому же образцу, что и храмы, посвященные богу Амону-Ра, в виде удлиненных параллелограммов, обращенных фасадом к Нилу и связанных с ним аллеями сфинксов, которые как бы продолжались от храмов восточного берега.
Полускальные заупокойные храмы сочетали наземные помещения с молельней, вырубленной в скале, как, например, в знаменитом заупокойном храме царицы Хатшепсут Она построила его в Дейр-эль-Бахри рядом с храмом Ментухо-тепа I, подчеркнув тем самым свою принадлежность к роду фиванских царей. Но храм Хатшепсут превосходил храм Ментухотепа I и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимавший всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. Пандус являлся как бы продолжением линии дороги, шедшей из долины и украшенной по обеим сторонам сфинксами с головой царицы. Площадка первого яруса была декорирована экзотическими
return false">ссылка скрытаПолускальный заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Луксор
деревьями в кадках, обрамлявшими небольшие искусственные водоемы. Они казались живым воплощением роскошных растений, привезенных из сказочной страны Пунт, рассказ об экспедиции в которую был помещен на стене галереи, оформлявшей фасад второго здания. Третий кубический объем с входом в молельню царицы, вырубленную в скале, украшали осирические статуи Хатшепсут. Сюда вела лестница, визуально казавшаяся продолжением пандуса. Храм был великолепно вписан в ландшафт, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.
Помимо грандиозного облика этот храм прославился и роскошным внутренним убранством. На стенах портиков находились раскрашенные рельефные ком-' позиции с изображением рождения Хатшепсут и поучительными надписями. Земными родителями царицы Хатшепсут были фараон Тутмос I и царица Яхмос. Изображения же и сопровождающие их надписи не оставляют сомнения в том, что знаменитая царица официально считалась дочерью Яхмос и бога Амона. На фресках изображен бог Амон, принявший образ Тутмоса I, следовательно, и царица Хатшепсут имела божественное происхождение. К тому же считалось, что ей покровительствует богиня Хатор, чьи изображения помещены повсюду. В частности, капители колонн в молельне богини представляли собой голову Хатор, которая имела явно портретное сходство с Хатшепсут.
Внутренняя отделка храма была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, эбеновые двери, инкрустированные бронзой, статуэтки из полудрагоценных пород камня с лазуритовыми вставками. Именно статуэтки получили в этот период широкое распространение как предметы внутреннего убранства храмов. Достаточно сказать, что для храма Хатшепсут их было сделано свыше двухсот. При этом скульптуры, предназначавшиеся для внешнего оформления храма:
колоссы, сфинксы - передавали лишь общие и весьма идеализированные черты лица царицы, поскольку должны были производить нужное впечатление с большого расстояния. Статуи же, стоявшие в молельне храма и имевшие культовый характер, были по существу портретами царицы. Изготовление таких статуй поручалось лучшим мастерам, умевшим передавать индивидуальность в пределах явной ее идеализации.
Здесь же, на западном берегу, находились знаменитые Долины царей и цариц, некрополи придворной знати и ремесленников. В Долине царей, мрачном и узком ущелье, высекались скальные гробницы - длинные пещеры, прямоугольные в сечении. Помещения «подземного царства» располагались ниже уровня входа передних залов, так что спуск ощущался вполне конкретно. Стены коридора, ведшего в усыпальницу, были расписаны яркими разноцветными фресками, воспроизводившими уже не реальную, земную жизнь фараона, а нереальный, потусторонний мир, созданный фантазией жрецов. Магические тексты должны были обеспечить умершему фараону счастливую жизнь в обществе богов. Первая камера посвящалась солярному культу: плаванию солнечного бога Ра по подземному Нилу, его борьбе с силами зла, змеем Апопом. Росписи следующих залов связаны были с ритуалом воскрешения фараона и его вечным пребыванием в загробном мире среди богов. В комнате, где находился саркофаг с мумией, на сводчатом потолке, обязательном для гробницы, помещали сдвоенное изображение богини Нут, заглатывающей и рождающей солнце, небесные сферы и астральные тела. Саркофаг с мумией имел форму «мумифицированного гроба», как бы повторяющего «священные останки» и украшенного цветными изображениями.
В Долине цариц устройство и сюжет росписей гробниц были такими же, что и в Долине царей. Здесь хоронили также детей фараонов, умерших в раннем возрасте, и стены украшали картинами представления фараоном своего сына различным богам.
Долина знати, где хоронили писцов, военачальников, советников, визирей фараонов, отличалась крайней простотой архитектурного решения и интересными жанровыми росписями, которые рассказывают о жизни египтян, характере их труда, досуге, обычаях, растительном и животном мире страны.
В Долине ремесленников находился некрополь строителей, живописцев и скульпторов, строивших и украшавших гробницы. Нередко гробницы представляли собой лишь одну погребальную камеру, но богато украшенную росписями (см. цв. вкл.). В основном изображались сцены загробного существования: Анубис извлекает сердце мумии для взвешивания его на суде Осириса; Хатор поит души умерших живительной влагой; боги выслушивают обращенные к ним молитвы умерших; умершие работают на полях рая.