КУЛЬТУРА XII-XVII вв. (ПЕРИОДЫ КАМАКУРА, МУРОМАТИ И МОМОЯМА)
Со второй половины XII в. началась эпоха господства феодального военного сословия - буси (самураев), продолжавшаяся шесть веков и делящаяся на периоды Камакура (XII-XIV вв.), Муромати (XIV-bt треть XVI вв.) и Момояма (вт. треть XVI-XVII вв.). Отличительной чертой эстетики того времени было соседство японского и китайского стилей.
Самурайская этика бусидо (путь воина) опиралась на культ воли, чести, вассальной преданности сюзерену и находилась в тесной связи с буддийским учением дзен. Согласно дзен природа являлась «космическим телом» Будды, приобщение к которому через самоуглубление и прозрение обеспечивало гармонию духа и постижение истины. Для этого требовалась индивидуальная дисциплина и тренировка духа через тренировку тела. По сравнению с рафинированной хэйанской культурой, обращенной в мир утонченных эмоций узкого круга лиц, новая культура характеризовалась демократизмом и брутальностью.
Архитектурные сооружения, воплощавшие эстетику бусидо, силу и упорядоченность нового государства, возводились в китайском стиле кара-э. Для храмовых комплексов было характерно наличие двух ворот, крытых галерей, опоясывавших двор по периметру, расположение центральных зданий - дома божества со статуей Будды и храма для проповедей - по одной оси. Основные храмовые постройки сооружались на каменном фундаменте и перекрывались двух-трехъярусными кровлями, которые поддерживались резными кронштейнами, располагавшимися не только на концах подпор, но и по верхней зоне стены. Мно-гоярусность и декоративность стали общим стилевым признаком для архитектуры как духовной, так и светской, наиболее типичными образцами которой служат феодальные замки-дворцы. Появившиеся как оборонительные сооружения в период войн за объединение страны, замки постепенно превратились в центр феодальных поместий, символ богатства и престижа владельца. К примеру, замок Химэдзи - «Замок белой цапли» в плане представляет собой лабиринт с центральной неприступной башией-тэнсю, окруженный толстыми стенами с башнями и воротами, глубоким рвом. Это обусловлено его стратегическим назначением. Вместе с тем замок необычайно декоративен и уподоблен легко парящей в небе птице, чему способствуют кладка из белоснежного камня и многоярусные изогнутые крыши, крытые дымчато-серой черепицей. Общая преувеличенность масштабов, пышная и многокрасочная орнаментация главного входа, богатство
настенных росписей по золотому фону позволяют отнести его к монументальной красочной архитектуре.
Другой тип архитекту
ры - японский стиль сёин-
дзукури, отразивший эсте
тику даен с ее культом
самоуглубления и «суровой
простоты», нашел вопло
щение в чайных домиках,
возводившихся для чайной
церемонии - тя-но-ю.
Особенностями стиля
Замок Химэдзи |
сёин-дзукури являются отсутствие фасада; взаимодействие в одном ансамбле архитектуры, пейзажного сада, живописного свитка, букета цветов, предметов декоративно-прикладного искусства; создание атмосферы возвышенной духовности для постижения красоты, заключающейся не в роскоши, а в непритязательности и простоте. Чайный дом напоминал хижину отшельника, построенную из дерева, соломы, бамбука, шириной в «четыре с половиной циновки» (около 3 кв. м). Чайная посуда простой цилиндрической формы изготавливалась из глины, покрытой одноцветной глазурью. В специальную нишу - токонома во время церемонии помещался всего один предмет - живописный свиток, цветок в вазе, курильница с благовониями. Действо состояло из прохода гостей через сад, входа в дом, любования композицией в токонома, безмолвного приветствия появившегося хозяина, приготовления хозяином единственной чашки взбитого чая, которая по очереди передавалась гостям, наконец, любования необходимыми для чайной церемонии предметами - чашкой, чайницей, ложкой для заваривания, котелком для кипячения воды. Созерцая картину в нише, слушая бульканье кипящей воды в котелке, гости и хозяин погружались в состояние «безмолвной беседы», полного внутреннего контакта и примирения.
Такую же ясную, легкую и стройную конструкцию, как чайные домики, представляет собой Кинкакудзи (Золотой павильон) храма Рокуондзи, построенный в конце XIV в. близ Хзйана, получившего название Киото. Это деревянное строение имеет три этажа с широкими верандами и двумя слегка загнутыми кровлями. В соответствии с назначением каждого яруса (первый предназначался для жилых помещений, второй - для занятий музыкой и поэзией, третий - для молитвы) избирается стиль: для двух нижних - сёин-дзукури, для верхнего - кара-э дзенских монастырей. Расположенный на берегу пруда, увенчанный изящной кровлей из листового золота, украшенный стройными подпорами и легкими перилами, Золотой павильон отражается в воде и словно растворяется в окружающем пространстве сада.
Наиболее самобытным видом искусства, отразившим эстетику дзен, стали так называемые «философские сады камней» дзенских монастырей. Различают два типа: пейзажный сад с холмами - пукияма и плоский сад - хиранива. При этом
обязательными компонентами были камни и вода -настоящая либо символизированная песком. Одним из самых знаменитых цукияма является Дайсэн-ин в Киото, где особое расположение камней и песка, кустарников и деревьев создает впечатление обрывистых горных громад, шумных потоков, срывающихся в пропасть водопадов. Через композицию сада-микрокосма передавалось ощущение беспредельного мира.
Более отвлеченным, нацеленным на самоуглубление и обретение внутренней гармонии считается
хиранива Рёандзи в Киото.
г, г « Кинкакудзи (Золотой павильон). Храм Рокуондзи близ Хэиана
Сад представляет собой небольшую прямоугольную площадку, огороженную невысокой глинобитной галереей с черепичной кровлей. Ровная поверхность засыпана белым гравием, на котором расположены группы камней, окруженные буро-зеленым мхом. Гравий «расчесан» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и концентрическими кругами опоясывают каждую группу камней. Буквальное прочтение композиции: тигрица с тигрятами вброд переходят реку. Но за простотой и предельным лаконизмом формы каждый волен угадывать различное содержание: путь тех, кто переплывает море иллюзий по направлению к берегу озарения; космогонический символ самой Японии - море с его островами; одиночество гения над морем посредственности; парение истины над облаками заблуждений и пр. Тайна скрывается и в расположении камней: с любой точки веранды из пятнадцати всегда видны только четырнадцать камней. Состояние гармонии и тишины позволяет сосредоточиться и обрести гармонию духа. При всей рукотворное™ сада и его внешней статичности он - неразрывная часть природы и изменяется в зависимости от погоды, времени суток, сезона, порождая новые образы и новые мысли. Поклонение природе, любование ее красотой были дополнены философским осознанием ее космической значимости, соотнесением ее с высотами человеческого духа.
Дзенским садам, сочетавшим изобразительность и отвлеченность, созвучна пейзажная живопись Сэссю (1420-1506). Природа как воплощение дзенской идеи грандиозного, беспредельного мира, органичной частью которого является человек, изображалась им в технике монохромной живописи тушью. Но если в китайской живописи состояние природы передавалось как адекватное лирическому настроению художника, то в пейзажах Сессю ощущается волевое, активное отношение к окружающему миру. Поэтому главным средством художественного выражения у Сэссю стала линия, хотя он писал и в технике хабоку (ломаная тушь),
return false">ссылка скрытагде соотношение тяжелого и легкого подте
ка туши, уравновешенность темных и свет
лых пятен помогали прочувствовать настрое
ние пейзажа. В «Длинном пейзажном свитке»,
изображавшем четыре времени года, отраже
на не только безграничность природы, но и ее
изменение во времени. Тем самым художник
выражает представление о жизни как о пото
ке бытия, затрагивая один из важных аспек
тов дзенского учения. Делая акцент на перед
нем плане, как бы сопоставляя могучие горы
и нежные побеги травы, безбрежные водные
глади и утлую лодку рыбака, Сэссю делает
мир природы осязаемым. Этому же способст
вует линия, то мощная и ломкая, то нежная и
плавная, ритмически организовывающая пло
скость картины. Например, композиция его
знаменитого «Зимнего пейзажа» построе
на на ритме параллельных и пересекающих
ся линий, очерчивающих склоны занесенных
снегом холмов, изогнутые стволы заснежен-
Сэссю. Зимний пейзаж. Свиток ных сосен, берег замерзающего ручья. В этот
общий ритм холмов, сосен и ручья вторгается интенсивная, уподобленная трещине в льдине линия, создающая ощущение застылости и холода. Она воспринимается как сконцентрированное выражение ощущений, порожденных картиной зимы. Пульс Вселенной гениально воссоздавался Сэссю с помощью линий и пятен, что и сделало его величайшим художником периода Муромати.
Распространение чайной церемонии способствовало расцвету керамики, главное место в которой заняло изготовление чайных чашек -раку. Здесь с наибольшей полнотой проявилась любовь японцев к естественным, природным формам. В глиняную массу подмешивали песок, а вместо декора использовали свободные подтеки глазури с тем, чтобы чашки с шероховатой поверхностью, неровными, случайными по форме и рисунку затеками напоминали простую глину или камень и воспринимались как творение самой природы. Даже технические дефекты - трещины, пятна, углубления в глазури уподоблялись красоте затянутого дымкой горного пейзажа, где все скорее угадывается, чем различается. Национальным сокровищем Японии считается чашка «Фудзи-сан»: она имеет традиционную цилиндрическую форму и сверху покрыта глазурью желтовато-розового тона, постепенно темнеющего и переходящего к середине тулова в густо-коричневый, а в нижней части вновь светлеющего до серовато-песочного цвета. Эти переходы неодинаковы с разных сторон, и такая неопределенность декора рождает ассоциации с изменчивостью священной горы в разные сезоны и время суток.
Скульптура на всем протяжении рассматриваемого периода характеризовалась суровой простотой и реализмом образов, который достигался путем инкрустации глаз и зубов, почти натуралистически передающих живость взгляда и оскала. При почти портретном сходстве скульптуры фиксировалась не человеческая индивидуальность, а принадлежность к определенному сословию - правитель, господин, вассал, герой-воин и т.д. В целом японская скульптура в хэйанскую и камакурскую эпохи достигла наивысшего расцвета и считается классикой в японской
пластике. Дальнейшее сокращение монастырского строительства обусловило значительное уменьшение заказов на скульптуру