ИСКУССТВО НАРОДОВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ, КУЛЬТУРА ИНКОВ

Помимо Центральной Америки крупный регион своеобразной культуры сфор­мировался в северной части Южной Америки, населенной индейскими народами кечуа. Их великая империя сложилась в первой половине II тысячелетия до н.э. и за­нимала территорию нынешнего Перу, части Эквадора, Боливии, Аргентины, и Чили. Пика своего расцвета культура народов кечуа достигла в XII-XVI вв., когда их воз­главило племя инков. Инки создали государство Тауантинсуйу, которое контроли­ровало каждого члена общества, обеспечивало его всем в достатке и строго следи­ло за нравственностью и порядком. Единственный, или Великий, Инка, правивший государством, был обожествлен и являлся олицетворением бога солнца. Инки назы­вали себя сыновьями солнца, и золотой диск с человеческим лицом служил пред­метом их официального культа. С солнцем отождествлялся и главный бог земли и воды Виракоча, который, согласно космогоническому мифу, создал в озере Титикака солнце, луну и звезды, а затем сделал из камня человеческие фигуры, назначив каж­дому племени свою область. Об этом свидетельствует хайли - гимн в честь бога;

Основа жизни, Рядом с миром?

о Виракоча! В центре мира?

Бог вечно близкий, Среди туч?

хозяин одежд, Среди теней?

излучающих сиянье! Услышь меня,

Бог творящий! отзовись мне!

Бог охраняющий! Позволь мне жить

Создающий все сущее до конца времени,

наречением имен: долгие годы.

«Это пусть будет мужчиною, Дай мне силы,

это пусть женщиной будет!» если устану.

Где ты, солнцеликий? Где бы ты ни был,

Вне мира? о Виракоча!

В своем Верхнем мире, местопребывании богов, Виракоча, подобно Великому Инке, был окружен многочисленными родственниками, первое место среди кото­рых занимали Мамакилья (Мать-Луна), «владычица влаги», покровительница дож­дей, и Пачамама (Мать-Земля), покровительница плодородия. Мамакилье посвяща­лись многочисленные хайли, где ее называют то Царевной дождя:

Ты ж, Царевна,

ты уходишь

и из урны

дождь струишь.

А порою град бросаешь,

устремляешь

белый снег.


то Владычицей:

Владычица Мать-Луна»

по доброте твоих вод,

по ласке твоих дождей

мы в плаче

тоскуем.

Дождем ты нас одари,

твой раб -

человек

так молит тебя.

Главным религиозным центром и столицей империи инков стал город Куско с обилием дворцов и храмов, облицованных снаружи и изнутри золотыми пластика­ми. Дворцы и храмы так же, как и центральноамериканские, возводились на высо­ких платформах и завершались кровельным гребнем. Однако, как правило, такие пирамиды, имевшие в плане круглую форму, предназначались для коллективных захоронений. Здания же для жилья и религиозных обрядов чаще всего представля­ли собой узкие одноэтажные помещения массивной каменной кладки, сгруппиро­ванные вокруг центрального двора. На фасаде без окон располагалась всего одна дверь, через которую проникал свет; других источников освещения не было. Вну­три помещений в толще стен находились трапециевидные ниши для бытовых и культовых предметов.

Одним из наиболее выдающихся сооружений инков был главный Храм Солнца в Куско. Он обнесен тройной стеной, гладко вытесанные камни которой плотно при­гнаны друг к другу без применения раствора. Единственной вход с Площади Солн­ца вел в главное святилище Солнца с изображением бога в виде громадного диска из литого золота, украшенного драгоценными камнями. По периметру располага­лись еще пять помещений меньшего размера - святилища Луны, планеты Венера, грома, зари, радуги и звезд. Вокруг Храма Солнца группировались помещения жре­цов и служителей, стойла для жертвенных лам и знаменитый золотой сад инков, где деревья, цветы, птицы, животные и фигуры людей были изготовлены из золота. В целом инкская архитектура отличалась монолитностью, аскетизмом, геометриче­ской простотой и отсутствием декора, если не считать опоясывавших здания золо­тых пластин в четыре ладони шириной и четыре пальца толщиной.

Наибольшие успехи были достигнуты в ювелирном искусстве и мелкой пласти­ке. Многочисленные золотые изделия, широко распространенные у народов Юж­ной Америки, породили легенду об Элъ-Дорадо - золотом человеке, управлявшем страной, где из золота изготовлялись все предметы.

Согласно обычаю, в праздничный день верховный повелитель страны, намазанный клей­ким соком растений и осыпанный порошком из измельченного золота, погружался при вос­ходе солнца в священные воды озера Гуатавита, тем самым принося подношения божеству озера, а прочие верующие бросали в воду золотые вещи, главным образом статуэтки бо­жеств и правителей.

Характерными чертами золотой пластики индейских племен являются плоскостность изображения, нарочитый схематизм, фронтальность поз и неесте­ственность пропорций. Фигуры приземисты, голова несоразмерно велика, шея от­сутствует, руки, как правило, покоятся на животе или прижаты к груди. Привлека­ют внимание широкое лицо и крупный нос с преувеличенно большими ноздрями. Особенность многих изображений - наличие четырех крупных клыков: двух на


нижней и двух на верхней челюсти, заходящих друг за друга и свидетельствую­щих о широком распространении культа ягуара или пумы у древних племен Юж­ной Америки.

Основным видом пластики у народов Перу была фигурная керамика, покрытая росписями: на белом, кремовом, желтоватом фоне коричневой или черной краской изображались эпизоды повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество, бое­вые сцены) и мифологические сюжеты. Уникальным явлением инкской керамики стали сосуды в виде человеческой головы с ярко выраженными индивидуальными чертами - надменного повелителя области в нарядном головном уборе, слепой ста­рухи, молодой женщины с распухшей и подвязанной щекой, старого воина с вы­текшим глазом.

Наряду с «лицевыми сосудами», изображающими определенные психологиче­ские или социальные типы (пленный, спящий, роженица, калека, носильщик воды, музыкант, воин), распространенными были сосуды с фантастическими образами: человек-пума, человек-обезьяна, человек-земляной орех и т.д. Эти сосуды имели угольно-черную блестящую поверхность. И золотой и керамической пластике не был свойственен зооморфизм, присущий культурам майя и ацтеков.

Инки также являлись создателями особенной поэтической традиции. Помимо гимнов и обрядовых песен, посвященных небесным светилам, посевам, сбору уро­жая, изгнанию болезней, сложился лирический жанр арауи - любовной песни, ко­торый справедливо считается одним из самых изысканных в мировом поэтическом искусстве. Коллективные песни-танцы ауаки, носящие игровой характер, исполня­лись хорами юношей и девушек, причем мужское начало олицетворялось образами солнца, огня, женское - звезды, воды, снега:


Юноши Оттого, что ты звезда,

ты во тьме горишь всегда,


да!

да!


Девушки Ты на мой далекий зов,

поспешай без лишних слов.


 

но лишь вспыхнет солнца свет, лед и снег моей души,  
  да!   нет
как тебя на небе нет,   ты расплавить поспеши,  
  да!   нет
Девушки   Юноши  
Бели вправду я звезда,   Если стану я огнем,  
  нет!   да
в сердце мой проникнет свет, тотчас ты растаешь в нем,  
  нет!   да
а от солнечных огней,   может, ветер ты, туман?  
  нет!   Да
ты зажмурь глаза плотней,   Может, морок и обман?  
  нет!   Да
Юноши   Девушки  
Только ночью при луне,   Коль растаю без следа,  
  да!   нет
ты, дразня, киваешь мне,   напоит тебя вода,  
  да!   нет
лишь к тебе направлю бег,   если я всего лишь сон,  
  да!   нет
превращаешься ты в снег,   пусть с тобою будет он,  
  да!   нет

Сольная лирика отличается тонкостью и изяществом чувств, вмещая целую гам­му переживаний - печаль, грусть, страдание, меланхолию, ревность:


Как свет очей моя любимая была. Куда от ласк моих уйти она могла?

Где мне искать ее, как мне вернуть мой свет? Я б шел, ее шагов целуя каждый след.

Змеится между скал твой, Апуримак, плес. Разлейся перед ней, моих напившись слез.


Дай, сокол, мне свои могучие крыла. Вдруг в горную страну любимая ушла?

Как слезы лью из глаз, так, туча, дождь пролей. Дорога, так блуждай, чтоб встретиться мне с ней.

Ты, дерево, мою любимую укрой от зноя и дождя... Ах, быть бы мне тобой!


Многочисленные народности Древней Америки создали культуру, в которой эстетическое восприятие мира находилось в тесной связи с обожествлением сил природы. Отсюда первая важнейшая черта их искусства - символизм.

Поскольку для индейцев первостепенное значение имели процветание племени и обеспечение плодородия земель, главное место в их религиях занимала обрядовая сторона, подчас жестокая и кровавая (массовые человеческие жертвоприношения, ритуальное убийство детей), Поэтому их искусство связано с магией.

Бесчисленные войны, походы и столкновения из-за территориальных притяза­ний обусловили узость тематики изобразительного искусства, нацеленного на про­славление силы и величия богов и правителей, образы которых были лишены ин­дивидуальных черт и воспринимались как обобщенные, абстрактные.

Образ человека наиболее четко вырисовывается в фольклоре Древней Амери­ки. Несмотря на то что изображение человека было вызвано главным образом причинами религиозного характера, благодаря ему было найдено особое пони­мание пластической формы, пропорций, ритма, выразившееся в своеобразном син­тезе скульптуры, монументальной живописи и архитектуры, при доминирующей роли последней.

Традиции культуры индейцев Центральной и Южной Америки сохранялись и после испанского завоевания, не только оказав существенное воздействие на наци­ональные культуры стран Латинской Америки, но и получив новый импульс и мак­симальное развитие в стиле ар-деко, возникшем в период между двумя мировыми войнами в странах Западной Европы и США.