О трактате Г.Э.Лессинга «Лаокоон, или о границах поэзии и живописи»
Исходный тезис Лессинга состоит в том, что всякое искусство - подражание действительности. Идея эта унаследована от античной эстетики вместе с термином «мимесис». Другой принципиальный момент трактата - обращение к материалу поэзии и «живописи» (под которой подразумевает изобразительное искусство вообще и в большей степени скульптуру). Этот материал Лессинг впервые называет «знаками» и приходит к выводу, что у поэзии и живописи знаки разные по природе и по-разному располагаются в действительности. Третий важный постулат связан с проблемой предмета изображения. Он делает вывод о том, что предмет живописи - тела с их видимыми свойствами, а предмет поэзии - «действия».
Автор не отрицает того, что все виды искусства сходны по своему назначению - они ориентированы на воспроизведение человеческой жизни. Но все же между видами искусства наблюдаются существенные различия, которые и не позволяют заменить один вид искусства другим.
Лессинг видит принципиальные различия двух групп видов искусства - пространственные и временные - и последовательно проводит различия между ними а) по предмету изображения, б) по характеру художественного обобщения, в) по действию внутренних, имманентно присущих данному виду искусства законам, г) по средствам изображения.
а) Предмет изображения в живописи - тела, расположенные в пространстве. Длительность (расположение во времени) живописные искусства изображают лишь косвенно: посредством взаиморасположения и конфигурации тел. Поэтому скульптор и живописец должен очень тщательно, по мнению Лессинга, выбрать для изображения момент. Тот, который в свернутом виде содержит в себе прошлое и позволяет предугадать будущее.
Предмет изображения в поэзии - действия, движения, поступки, разворачивающиеся во времени.
б) По характеру художественного обобщения поэзия тяготеет к большей индивидуализации образов, а живопись - к обобщенности.
в) Обращаясь к внутренним законам существования видов искусств, Лессинг поднял вопрос о соотношении правды и красоты в искусстве. Он приходит к выводу, что поэт должен вовсе отказаться от изображения телесной красоты, так как он в состоянии показывать ее элементы лишь один за другим (последовательно, во времени), а это - прерогатива живописи. Лессинг считал, что материальную (телесную) красоту поэт в состоянии воплотить двумя способами. Во-первых, передать эмоциональный отклик, который вызывает у автора (или героев) красота: восторг, влечение, любовь, удовольствие и пр.; во-вторых, превратить красоту в грацию (подразумевая под грацией красоту в движении).
Живопись же, по мнению Лессинга, в большей степени, нежели поэзия, способна передать яркость и красочность видимого мира.
г) Живопись пользуется материальными средствами изображения (краски, мрамор и пр.), а поэзия - условными, нематериальными (слова, членораздельные звуки). В своем трактате Лессинг использует примеры планов. Во-первых, он сравнивает скульптуру Лаокоона и его сыновей, терзаемых змеями с описанием того же события в «Энеиде» Вергилия. Другой ряд примеров связан с «живописными» описаниями у Гомера.