Художественные принципы постимпрессионизма

Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства

1. Апозиционное отношение (отрицание)

2. Сатирическое изображение городской цивилизации, буржуа – опошление человека городом

3. Единение природы и человека.

4. Повышенный интерес к философским и символическим началам в искусстве, декоративной стилизации.

5. Длительность состояния, подчеркнутая конструктивность.

6. Предприняли попыткиобретения гармонии в преобщении к космическим, биологическим и общечеловеческим истокам.

7. Представить человека частью мироздания, создав космическое единство всех неодушевленных и одушевленных предметов.

8. Сближение жанров (пейзаж, натюрморт, портрет).

9. Главное цвет – показать внутреннее состояние предмета.

10. Различные техники (большие цветовые плоскости, мазки и т.д.)

 

Поль Сезанн - произведения несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Они наполнены внутренней энергией притяжения

и отталкивания.

«Берега Марны» - высокий горизонт, обобщенные массы. Сочетание цветовых моментов (голубой зеленый, желтый). Гармония, величие, значимость, равновесие сил природы. На первом плане сжимается пространство и растягивается на среднем. Предметы (мост, дом с красной крышей) смотрятся отдельно от фона.

«Курильщик» - неспешно курит, но чувствуется, что он о чем то задумался. Человек прилегает к натюрморту. Его интересовал не характер модели, а ее форма и цветовое решение на холсте. Зеленоватым оттенком он, как скульптор, объемно лепит фигуру и расставляет рефлексы цвета на руках мужчины. Сезанн не прописывает глаза курильщика, оставляя вместо них темные пятна краски. Абстрагируясь от бытовых аспектов, он развивает тему отрешенности от повседневной суеты.

«Натюрморт с луковицами» - цвет – свойство предмета, выявлять геометрические формы, монументальность. Лепит цветовыми отношениями, кажутся не натуральными, не понятно какой фрукт или овощ. Край стола завышен, и кажется что предметы падают.

«Драпировки» - материально. Трехмерное пространство решает в рамках двухмерной поверхности холста. Понимание живописного произведения как замкнутой конструкции, построенной по законам соразмерных частей.

 

Поль Гоген – вдохновение черпает вдали от цивилизации (Таити), поиск обобщенных образов, философские размышления.

«Таитянки на пляже» - упрощение форм, обобщение, плоскостное начало. Изображает океанию с обилием цветов, красок. Гармония с первозданной природой.

«Пасторали» - изображение женщины несет в себе мир и покой, вечное. Розовая земля – радость и изобилие.

«Жена короля» - золотокожая царица с красным веером на земном ковре. Она не отделима от наполненного солнцем рая. Рядом с ней лиана обвивает ствол – библейский мотив (змий), красные плоды манго = яблоко. Таитянка безразлична к соблазнам. Праздничная, эпический покой, грань мечты и реальности.

Винсент Ван Гог –собственный язык цвета, имеющий эмоциональное и символическое звучание, а также использование волевых контуров, упрощающих форму, динамичных мазков, задающих изображению определенный ритм и фактуру, передающую вещественность мира.

«Едоки картофеля» - в тёмном мрачном помещении сидят за столом пять человек: двое мужчин, две женщины и видимая со спины девочка. Свисающая сверху керосиновая лампа освещает худые, усталые лица и большие натруженные руки. Скудная трапеза крестьян - тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. В образах людей сочетается монументальное величие и сострадание, живущее в широко открытых глазах, напряженно вздёрнутых треугольниках бровей, морщинах, ясно читаемых даже на молодых лицах. Писал грубым густым мазком.

«Кипарисы» - эффект освещения темных деревьев солнцем получается путем наложения нескольких слоев краски. Следы кисти носят спиралевидный характер. Они производят впечатление завихрения и возносящегося к небу пламени. Кажется, что кипарисы дрожат и сгибаются под порывами ветра. Черный цвет, зелень и бронзовый оттенок наложены длинными мазками кисти, закрученными в сторону неба. Смешанные оттенки создают впечатление жара. Таким способом кисть Ван Гога изображает небо, тучи и растительность. Даже серп луны — творение «закручивающейся» кисти, арабесковые прикосновения которой придают картине ощущение вибрации.

«Вороны над полем пшеницы» - Темное, неспокойное небо сливается в единое целое с землей, три дороги ведут в никуда, пшеница сгибается под сверхъестественной силой, а траурные птицы выписывают на полотне буквы «М». Здесь уже нет ни завихрений, ни упорядочивающего ритма. Твердые, жесткие мазки кисти создают на полотне полную беспокойного хаоса динамику. «Это неизмеримое раздолье, полное пшеницы под неспокойным небом, и, смотря на него, я чувствую бесконечную грусть и одиночество». В «Воронах над полем пшеницы» мазки кисти все более хаотичны и направлены во все стороны. Ван Гог использует бронзу, охру, зелень, кобальт и лазурь. Стая черных ворон собирается за горизонт, придавая небу глубину. Сознательно обрывает дорогу в гуще воронья.

 

Тулуз-Лотрек –писал карикатурно, пишет жанровые картины, показывающие быт, мастер графики и рекламного плаката. Аристократ по рождению. Тулуз-Лотрек с детства был инвалидом и из-за своего уродства всегда чувствовал себя изгоем. Он отдавал предпочтение обществу темных личностей, окружая себя актрисами, клоунами, танцовщицами и проститутками, которые и становились героями его картин....

«Господин Буало в кафе» - занимает все пространство картины, смотрит на нас. Он – господин жизни.

«Клоунесса ШаоКао» - полная, в гримерке снимает пачку. У одних уродство физическое, а у других внутреннее.

«Мулен Руж» - танцевальный зал на Монмартре в Париже. Дух импровизации и стремительное движение кисти художника говорят о том, что и эта картина была исполнена с натуры. Свойственны обобщенный, гибкий и ломкий рисунок, длинные вибрирующие мазки, теплая гамма, оттененная крупными, яркими красочными пятнами.

 

Сезанн «Берега Марны» Сезанн «Курильщик»

Сезанн «Натюрморт с луковицами» Сезанн «Драпировки»

 

Гоген «Таитянки на пляже» Гоген «Пасторали»

 

Гоген «Жена короля» Ван Гог «Кипарисы»

Ван Гог «Едоки картофеля» Ван Гог «Вороны над полем пшеницы»

 

Тулуз Лотрек «Господин Буало в кафе» Тулуз-Лотрек, Мулен Руж