Заключение

Специально организованные исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80. Это позволяет считать конформность важным фактором социального поведения человека. От чего зависит величина конформности человека? Прежде всего, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы - тем выше конформность членов группы. Конформность зависит и от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия. Вероятность конформности возрастает с увеличением численности группы и достигает максимума в присутствии 5-8 человек. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях.

На уровень конформности влияют и следующие факторы: возраст (конформное поведение чаще проявляется в молодом и старческом возрасте) и пол (женщины в целом более конформны, чем мужчины), социальный статус (люди с более высоким статусом менее подвержены групповому давлению), психическое и физическое состояние (плохое самочувствие, усталость, психическая напряженность усиливают проявление конформности). Хотя если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников (очень сильным является желание "быть как все"), и негативизм - в общении с взрослыми. Учитывая это, желательно как можно реже ставить подростка в ситуацию группового давления со стороны взрослых или класса, если они не является для него источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, однако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы).

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него системе отношений. Потому как перед ним встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы.

В подростковом возрасте происходит перелом в сознании: подросток осознает и чувствует себя взрослым и требует от окружающих отношения к себе как ко взрослому. На этом этапе обостряется стремление к автономии, самостоятельному оцениванию, неординарному решению проблем (что способствует самоутверждению личности), интенсифицируются процессы саморефлексии, самоанализа. Если другие ограничивают, подавляют это стремление, блокируют свободу в построении и изменении смыслов жизни, то возникают конфликты, а на глубинном уровне может развиться устойчивый когнитивный диссонанс. Необходимость общения со сверстниками своей референтной группы также порождает повышение конформности. Этому способствует отсутствие определенных коммуникативных умений: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, комплимент, так и на отрицательное высказывание в свой адрес, принятие ответственности за свое поведение и т.д.

Суть всех исследований конформности остается неизменной — это метод "подставной группы", причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объяснение как самому феномену, так и степени конформности различных индивидов должны учитывать эту существенную особенность группы. На основании самоотчетов испытуемых и выводов, построенных экспериментаторами, были выявлены многочисленные зависимости. Хотя на основе собственных оценок результатов эксперимента испытуемыми причина податливости усматривались в их личных особенностях (или в связи с низкой самооценкой, или благодаря признанию каких-то дефектов собственного восприятия), в большинстве объяснений исследователями было принято, что конформность не есть строго личностная характеристика индивида. Конечно, и эти показатели достаточно значимы; например, было установлено, что на степень конформности влияют и менее развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания, и многие другие обстоятельства подобного толка.

 


 

Cписок литературы:

1.Еникеев М.И.Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. - 640 с. ЭБС «Znanium».

2.Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 256 с. ЭБС «Znanium».

3.Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум, 2011. - 496 с. - (Высшее образование) ЭБС «Znanium».

4.Социальная психология=Psychologie sociale:Пер. с фр./Под ред.С. Московичи.-7-е изд.-СПб:Питер,2007.-591с.-(Мастера психологии).

5. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для вузов / Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 622 с.

6.http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt12.htm

7.http://psyera.ru/2818/konformizm-i-gruppovoe-davlenie ( Гуманитарный портал)

8. http://manme.ru/psixologiya/fenomen-gruppovogo-davleniya-v-socialnoj.html


[1] http://psyera.ru/2818/konformizm-i-gruppovoe-davlenie

[2] http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt12.htm

[3] Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 256 с. ЭБС «Znanium».

[4] http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt12.htm

[5] http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt12.htm

[6] Социальная психология=Psychologie sociale:Пер. с фр./Под ред.С. Московичи.-7-е изд.-СПб:Питер,2007.-591с.-(Мастера психологии).

[7] http://psyera.ru/2818/konformizm-i-gruppovoe-davlenie ( Гуманитарный портал)

 

1. [8] Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для вузов / Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 622 с.

 

[9] http://psyera.ru/2818/konformizm-i-gruppovoe-davlenie