Выражение эмоций средствами музыки

Подробное описание выражения чувств в музыке оставил нам в одном из своих трактатов теоретик Кванц:

«Вот признаки, на основании коих, если не всегда, то в большинстве случаев можно заключить, какой аффект господствует и как, следовательно, построить исполнение надлежит: должно ли оно ласкающим быть, грустным или нежным, веселым, грубым, серьезным и т. д. Сие познается:

1. По тональности, мажорная она или минорная. Мажор обыкновенно употребляется для выражения веселого, бодрого, серьезного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности...

2. Можно узнать чувства по встречающимся интервалам: велики они или малы, по тому, надо ли играть легато или стаккато. Связанные, близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность. Напротив того, ноты кратко отрывистые, из отдельных скачков состоящие или из таких фигур, где точки стоят всегда после второй ноты, выражают веселое и грубое. Пунктированные и выдержанные ноты серьезное и патетическое выражают; смешение длинных нот, целых и половинных с быстрыми величественное и возвышенное выражают.

3. Можно понять чувства по диссонансам... Они производят не одинаковые, но всегда отличные друг от друга действия.

4. Указателем господствующего чувства является, наконец, слово, стоящее в начале каждой пьесы, как-то: allegro, ab non tanto; assain т. д.»

 

Обобщив массу теоретических и экспериментальных данных В.И. Петрушин приходит к выводу, что кодирование различных эмоциональных состояний возможно при помощи следующей матрицы:

 

 

Исходя из этой матрицы, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:

I. Медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, грустные, унылые, скорбные, трагичные.

И. Медленный темп + мажорная окраска = характер музыкальных произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный.

III. Быстрый темп + минорная окраска = характер музыкальных произведений напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой.

IV. Быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.

Предлагаемая матрица, как нам представляется, достаточно объективно схватывает сущность той или иной эмоции, содержащейся в музыкальном произведении. Для того чтобы наполнить эту матрицу конкретным содержанием, был проведен следующий эксперимент. Группе музыкантов-экспертов (5 человек) были даны карточки, на которых были написаны названия различных музыкальных произведений, с просьбой сгруппировать их по признаку общности выраженных в музыке эмоциональных состояний. В результате этого эксперимента были выявлены четыре группы музыкальных произведений, которые можно соотнести по двум характеристикам: темп (медленный-быстрый), и лад (мажор-минор). Результаты эксперимента отражены в таблице ниже.

 

 

Параметры темпа и лада Литературные определения Названия произведений
Медленная, минорная Сумрачная, трагическая, мрачная, тоскливая, гнетущая, подавленная, унылая, скорбная Чайковский. Пятая симфония, вступление; Он же. Шестая симфония. Финал; Григ. «Смерть Озе»; Шопен. Прелюдия до минор; Он же. Марш из сонаты си-бемоль минор
Медленная, мажорная Лирическая, мягкая, созерцательная, элеги­ческая, напевная, светлая Бородин. Ноктюрн из Второго струнного квартета; Шопен. Ноктюрн Фа мажор, крайние части; Шопен. Этюд Ми мажор, крайние части; Шуберт. Ave Maria; Сен-Санс. Лебедь
Быстрая, минор­ная Драматичная, взволно­ванная, тревожная, беспокойная, мятежная, сердито-гневная, отчаянная Шопен. Этюд jVs 12; Чайков­ский. Шестая симфония 1 ч.; Бетховен. 14 сон., финал; Он же. 23 сон., финал: «Эгмонт»; Шуман. «Порыв»; Прокофьев. «На­важдение»
Быстрая, мажорная Праздничная, торжест­венная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Шостакович. «Праздничная увертюра»; Лист. Рапсодия № 12, финал; Глинка. «Руслан и Людмила», Увертюра; Бетховен. Финалы Пятой и Девятой симфоний

 

Нам представляется возможным любое музыкальное произведение расположить в той или иной системе предложенных координат, хотя мы понимаем, что в некоторых случаях это сделать сложно, т. к. во многих музыкальных произведениях выражаемые эмоции очень переменчивы. Поэтому для эксперимента мы выбрали такие произведения, которые имели четко выраженный характер.

Как можно видеть из приведенной выше таблицы, каждая область основных эмоциональных проявлений человека, среди которых мы выделяем спокойствие, печаль, радость и гнев, характеризуется совершенно определенным строем мыслей и образом действий.