ВОЗМОЖНА ЛИ ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ?

Слово "типология" в толковом словаре разъясняется как метод группировкиизучаемых сходных объектов на основе выделенных признаков. Примеры различныхтипологий и классификаций вы знаете из курса биологии и других предметов.Объединяя родственные предметы в типы, классы, мы получаем возможностьувидеть некоторые существенные черты, присущие целой группе явлений.Сопоставляя типы, мы лучше постигаем различия и особенности отдельныхпредметов, а также обнаруживаем связи между ними. Сторонники стадиальной теории цивилизаций выделяют, как вы уже знаете,аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества. Каждое из нихохватывает не только отдельные народы, страны в определенные историческиеэпохи, но и крупные межнациональные объединения -- цивилизации. Так, киндустриальному обществу в Новое время можно было отнести только группуевропейских стран. В XX в. -- это уже и североамериканские государства, ияпонская цивилизация и многие другие. Если за основу берется характер мировоззренческих и ценностныхориентиров, то выделяют традиционный и рационали- стический типы общества (они вполне соотносятся с аграрным ииндустриальным обществами). Приверженцы теории локальных цивилизаций исходят, как мы уже отмечали,из уникальности, неповторимости каждой цивилизации, считая, что объединяющейсилой в них выступают в первую очередь религиозные ценности. Так, Тойнбиписал о христианской, исламской, буддийской и других цивилизациях. Но в тоже время он ввел некоторый элемент классификации, выделяя первичные(неразвитые, приспособленные к жизни только в определенных географическихусловиях и поэтому легко погибающие), вторичные (возникающие в ответ на"вызов", изменяющий условия первоначального существования общества) итретичные (объединенные религиями) цивилизации. Н. Данилевский подразделял цивилизации на первичные (нет ведущегоначала, определяющего их смысл), одноосновные (одна основа: политика,религия или культура определяет все остальные стороны жизни), двухосновные(например, европейская цивилизация базируется на политике и культуре).Особое место историк уделил славянской цивилизации, отнеся ее кобъединительным, т. е. гармонично развивающим политику, куль-ТУРУ>религиозную и социально-экономическую сферы. При различных подходах к типологизации цивилизаций многие ученые,политики, публицисты используют наиболее общее деление мира на двеметасистемы (от греч. megas -- большой): Восток и Запад. Даже появилсятермин "биполушарность" (от лат. Ы -- два, дважды, т. е. приставка означает,что предмет, явление состоит из двух частей), или "биполярность". Разделениена Восток и Запад часто рассматривается как неотъемлемое и постоянноесвойство нашего мира. Русский философ П. Я. Чаадаев (1794--1856) писал: "Мир искони делитсяна две части -- Восток и Запад. Это не только географическое деление, нотакже и порядок вещей". Эту же мысль развивал и немецкий философ К. Ясперс(1883--1969), утверждая, что полярность Запада и Востока "сохраняла своюжизненность на протяжении веков". И наконец, приведем строки известногостихотворения английского писателя и поэта Р. Киплинга "Баллада о Востоке иЗападе". Запад есть Запад, Восток есть Восток, Не встретиться им никогда. Лишь уподножья престола Божия В день Страшного суда. В чем же состоят различия между Востоком и Западом? И действительно лиим не понять друг друга?