Работать красиво.

Уверенность, экономность и красота движений, хорошо развитый глазомер, доведенные до автоматизма навыки обращения с товарами - все это свидетельство высокого професси­онального мастерства продавца, которое не только повышает его авторитет в глазах покупателя, но и оказывает самостоятель­ное эстетическое воздействие. Очень многие покупатели при­стально наблюдают за процессом упаковки своего приобретения Им далеко не безразлично, как его укладывают, заворачивают; перевязывают. Мастерски упакованная вещь, поданная красиво и с лаконичной доброжелательной репликой, способствует поло­жительной реакции посетителя на покупку.

И напротив, никакие средства эстетического воздействия, ни самое современное оформление, интерьер, ни даже безукоризненная вежливость не смогут скрасить тягостного впечатления, которое производит на покупателя небрежное, неаккурат­ное или неумелое обращение продавца с товаром.

Нередко приходится видеть, как продавцы грубо срывают транспортировочную упаковку с товара, безжалостно бросают картонные коробки, рвут полиэтилен или бумагу, в которую завернуто изделие. Оно при этом может и не пострадать, но подобное обращение настораживает покупателя, настраивает его против продавца, вызывает сомнение в качестве товара.

От того, как берет продавец предмет в руки, как обращается с ним, как ставит на место или упаковывает, иногда зависит решение покупателя о покупке.

Сказанное справедливо и для торговли продовольственными товарами. Здесь важно умение продавца быстро и красиво нарезать продукт или сразу точно взять нужное его количество при взвешивании куском. А затем — как завернуть, как подать, что при этом сказать ("Приятного аппетита!", "Заходите к нам!", "Ждем вас завтра!" и т.п.).

Подчеркнуто аккуратное, уважительное отношение к товарам передается покупателям и не только настраивает их в пользу товара, но и повышает их доверие к работникам магазина. А разве не приятно услышать удивленное: "И как это у вас так ловко получается?!"

Если продавец хочет получить удовольствие от своего труда и доставить радость людям, он должен всегда помнить: "Дело мастера боится!"

9. Продавец должен иметь широкий кругозор.

В первую очередь он должен быть хорошо осведомлен во всех вопросах, касающихся его работы. Разумеется, речь идет не толь­ко о назначении и цене отдельных товаров, их наличии и распо­ложении в магазине. Это элементарные условия, без которых вообще невозможно вести торговлю. Какое впечатление, напри­мер, оставляет продавщица, которая подает покупателю замок и не может сказать, для какой двери он предназначен — открыва­ющейся наружу или внутрь? Не лучше выглядит ее коллега, заявившая в ответ на вопрос, чем отличаются торты, которыми она торгует: "Они все сладкие".

Удел подобных продавцов — узкий круг бесконечно повторя­ющихся простейших вопросов. И сам продавец плотно замкнул себя в этом кругу, потому что все, что лежит за его пределами, отсекает коротким "не знаю".

Дело чести квалифицированного продавца — суметь ответить на любой вопрос об изделиях, которыми он торгует. Принять это правило нетрудно, если однажды внимательно взглянуть на вещи вокруг себя и оценить свои знания о них. Оказывается, даже самые простые изделия имеют свою, подчас очень интерес­ную историю. Многие неузнаваемо изменили свой облик, свою роль в жизни людей, другие преобразились у нас на глазах, третьи отстали от века и давно ждут обновления. А сколько по­является новинок!

Любое изделие, любой продукт может стать неисчерпаемым источником вопросов. Надо только не давать угаснуть возникающему у себя интересу. Можно позаимствовать его и у покупателей — попробовать приобщиться к вопросам, которые они за­дают, и выяснить их для себя. Многое можно почерпнуть из литературы по товароведению. Увлекательнее, однако, не огра­ничиваться ею, а попытаться собрать более обширные сведения из других источников, в том числе и из художественной литера­туры. Познакомившись с историей, способами изготовления и применения изделий, которыми он торгует, получив о них какие-то дополнительные сведения, продавец начнет смотреть на них иными глазами. Стены магазина как бы раздвинутся перед ним. Можно не сомневаться, что, испытав однажды чувство открытия для себя чего-то нового, неожиданного, продавец захочет вновь пережить его.

Чем больше продавец знает о своей работе, тем она делается для него интереснее и легче, а сам он — более авторитетным и уважаемым. Однако широта кругозора не сводится к одним профессиональным знаниям, как бы глубоки они ни были. По-настоящему эрудированный продавец должен быть в курсе основных политических, хозяйственных, культурных событий, иметь развитый художественный вкус и собственные увлечения. Эрудиция немыслима без совершенного владения речью, без способности четко и ясно выражать свои мысли.

Расширение своего кругозора — дело нелегкое и достигается только систематическим чтением специальной и художественной литературы и постоянной тренировкой в применении получен­ных знаний на практике. Однако если за него взяться и не оста­навливаться на полпути, то конечных результатов будет два: успех в работе и собственный рост — духовный и профессиональ­ный. Главным, обязательным условием осуществления этого принципа является постоянный неиссякаемый внутренний настрой: "Хочу все знать!"

Следующий принцип регулирует взаимодействие продавца с сослуживцами.