ТРЕБОВАНИЯ К ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ 1-ГО УРОВНЯ

На ти­тульном листе портфолио учителю необходимо привести краткую, но существенную информацию о себе и своей профессиональной деятельности по обозначенным разделам:

• Ф.И.О., профессиональный опыт, включая опыт работы в качестве учителя

• учреждение, в котором он(а) в настоящее время работает

• настоящую должность и обязанности

Для доказательства соответствия стандартам и критериям эффективности деятельности 1-го (продвинутого) уровня учитель должен представить порт­фолио, в котором будут зафиксированы результаты исследования в действии, проведенного им в период этапа обучения «Практика в школе», по шести следующим разделам:

Наименование документа Объем Сроки сдачи для ФО Критерии для оценки портфолио
Раздел 1: Почему мне и моей школе необходимо измениться? (Основывается на проанализированном теоретическом материале и информации о школьном контексте по итогам этапа обучения «Практика в школе»)
Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики   Отчет должен отражать анализ и обоснование процессов реформирования в мировой системе образования, и аргументирование возможности адаптации данных процессов в Казахстане, в частности, в школе, в которой работает учитель. Отчет должен подтверждать наличие у автора глубоких знаний о мировой системе образования и о передовом опыте школ.     2000 слов 2-3 день 1-ой недели 2-го этапа аудиторного обучения Содержит ли отчет ответы на вопросы: · Почему страны мира проводят реформы в системе образования? · В какой степени эти реформы актуальны и применимы к Казахстану в целом? · Почему подобные преобразования необходимы и приемлемы для моей школы?  
Раздел 2: Каково стартовое состояние школы перед началом преобразований ее практики? С чего должна начать моя школа? (Содержит результаты синтеза основных данных о школе. В Приложении должны быть приведены первичные данные)
Рефлексивный отчет о состоянии школы до внесения изменений в практику школы, включающий доказательства, собранные до и после этапа «Практика в школе» Отчет должен отражать стартовые возможности конкретной школы, анализ исходных позиций на основе систематизации данных о школе, собранных до и в период обучения по Программе с целью содействия адекватному рефлексивному оцениванию стартового состояния школы перед внедрением преобразований.   В Приложении к отчету - первичные данные о школе. 2000 слов   3-4 день 1-ой недели 2-го этапа аудиторного обучения Содержит ли отчет ответы на вопросы: · Как собранные данные помогли определить фокус развития школы? · Каковы долгосрочные цели, отраженные в планах школы? · Работают ли согласованно руководство, администрация и весь персонал школы, принимая решения об определении перспективных направлений работы? · Принимает ли школа во внимание мнения учеников и родителей при принятии решения о внесении принципиальных изменений в практику работы школы? · Обладают ли учителя глубоким пониманием сущности процесса обучения, способностью к интегрированию различных стратегий, подходов и методов для улучшения процесса обучения и развития учеников? · Обусловлен ли процесс профессионального развития учителей в школе содержанием их работы? · Располагают ли учителя возможностью совместной разработки, реализации, управления и планирования учебной среды с коллегами? · Предоставляются ли школьному персоналу возможности для выполнения лидирующих функций?
Раздел 3: Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю? (Содержит результаты анализа развития школы и план работы, разработанный учителем. Подробные планы будут представлены в Приложении)
Рефлексивный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей В Приложении к отчету -План работы учителя-лидера. 2000 слов 5 день 2-ой недели 2-го этапа аудиторного обучения Содержит ли отчет ответы на вопросы: · Что явилось основанием для постановки определенной цели Программы развития школы? Как были определены потребности для осуществления конкретных изменений в данной школе? · Как я планирую организовать свою собственную деятельность по управлению процессом внедрения преобразований? · Кто будет привлечен мною к внедрению преобразований? На кого я могу опереться в школе и за ее пределами? · Соответствует ли мой план потребностям школы? Возможно ли внесение изменений в указанные сроки?
Раздел 4: Какие методы и подходы я буду использовать для преобразования школы? (Включает детальный рефлективный отчет об осуществлении процесса развития школы, а также планы по реализации процессов коучинга и менторинга с примерами планов проведения этих процессов, которые также находятся в Приложении)
Рефлективный отчет о процессе планирования развития школы, предполагающего постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы критериев успешности, наличие соответствующих графиков, диаграмм Отчет должен отражать анализ действий, необходимых для преобразования школы, -детальногоплана развития школы, включая постановку цели, ожидаемые результаты и критерии успешности, методы и подходы, графики и регламент работы и т.д. В Приложении к отчету – планы коучингов и менторинга. 2000 слов 2-3 день 2-ой недели 2-го этапа аудиторного обучения Содержит ли отчет ответы на вопросы: · Какие методы и подходы я планирую использовать для преобразования практики школы? · Каким образом я планировал достижение цели и получение ожидаемых результатов? · Каким образом была организована поддержка коллег (коучинг и менторинг) для внедрения этих изменений? · Какими должны быть промежуточные результаты в достижении намеченных целей? · Как критерии успешности позволят измерить внесенные изменения?
Раздел 5: Как понять, что внесенные преобразования являются эффективными? (Представляет собой детальный аналитический отчет о воздействии преобразований на обучение учеников и развитие учителей, что будет основано на данных, собранных до и после данного процесса, а также любых других качественных данных, собранных в ходе процесса преобразования школы)
Аналитический отчет о планировании исследования по сбору доказательства воздействия внесенных преобразований. В Приложении к отчету – первичные данные о результатах внедряемых преобразований. 2000 слов 4 день 2-ой недели 2-го этапа аудиторного обучения Содержит ли отчет ответы на вопросы: · Как планируется осуществлять контроль над происходящими изменениями? · Как, с помощью чего будет возможно определить влияние происходящих преобразований на работу учителей, их взаимоотношения с учениками и на результативность процесса обучения? · Как, на основе чего можно будет понять, что внесенные преобразования являются эффективными/ положительными? · Каким образом будет корректироваться данный план с учетом промежуточных результатов внедренных изменений?
Раздел 6: Как поддержать происходящие преобразования школы посредством развития сетевого сообщества школы и/или школ? (Содержит детальный план последующего цикла Исследование в действии на основе организации и развития сетевого сообщества школы/школ)  
План по решению вопроса: Как организовать, провести мониторинг и поддерживать активность функционирования сетевого сообщества школ? Ваш план должен свидетельствовать о наличии у Вас следующих знаний, умений и навыков: · Руководство и поддержка обучения в условиях профессионального сообщества учителей; · Тесное сотрудничество с лидерскими командами других школ, принятие на себя роли стратегического лидера в процессе разработки, внедрения и оценивания новой практики в школе и сетевом сообществе школ для внесения вклада в усовершенствование деятельности школы; · Инициирование и руководство работой по планированию серии последовательных уроков в рамках школьных сетей в целях усовершенствования практики; · Знание методологии проведения исследования в области образования и обучение коллег методам проведения исследования в условиях сетевого сообщества школы/школ.   Комментарий 500 слов + План 2-3 день 3-ей недели 2-го этапа аудиторного обучения Содержит ли отчет ответы на вопросы: Ваш план: • отражает согласованные цели и ценности? • четко представляет Вашу концепцию развития и ожидания перспектив? • определяет Ваши текущие приоритеты и методы их достижения? • учитывает потребности всех групп участников (учителей, учащихся и родителей школы)? • предоставляет управляемый и полезный инструмент для оценки хода выполнения изменений? • позволяет ставить перед директором и учителями задачи, ориентированные на управление эффективностью деятельности школы? · отображает ли участников сетевого взаимодействия, способы вовлечения участников в процесс, результаты взаимодействия, способы осуществления контроля и оценивания результатов взаимодействия, временной период взаимодействия?
Итого: 10500 слов  
Общим критерием для оценивания всех документов портфолио является ответ на вопрос: Являетсяли представленный документ оригинальной авторской работой, выполненной на основе материалов реальной практики в школе в контексте ключевых идей Программы, критериев оценивания и требований к учителю 1-го уровня?
Примечание: Окончательные сроки загрузки портфолио на сайт ЦПИ для суммативного оценивания – 3-4 день 3-ей недели 2-го аудиторного этапа обучения.