АБСТРАКТНОЕ ОБЩЕСТВО
Понятие абстрактного общества в теоретической конструкции Поппера выглядит неожиданным. Оно возникает в процессе эволюции открытого общества. Свойства «абстрактного общества» философ предлагает объяснить с помощью следующей гиперболы. Вообразим себе, пишет Поппер, общество. в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу, они не только не знакомы друг с другом, но и не разговаривают, только переписы-
4 Поппер К. Указ. соч. С. 215.
ваются. И чтобы подчеркнуть ужасы социальной изоляции, в которую попадают члены абстрактного общества, Поппер подчеркивает: они разъезжают в закрытых автомобилях, а размножаются в колбочках. Такое выдуманное общество можно назвать «полностью абстрактным или безличным обществом»10. Поппер считает, что вследствие потери органического характера открытое общество постепенно может стать тем, что он назвал «абстрактное общество»". Оказывается, в современном обществе уже начался, можно сказать больше, вовсю идет процесс «абстрагирования». С нарастающей скоростью оно превращается в «совершенно абстрактное общество».
Человек проносится мимо других в закрытом авто. В городской толпе он одинок среди проходящих мимо таких же одиноких и абстрактных индивидов, перезваниваются с друзьями они нечасто, а встречаются еще реже. На работе отношения ограничиваются вопросами бизнеса. По два-три часа в день люди проводят в автомобильных пробках, окруженные такими же закрытыми авто. Членство в профсоюзе, добавляет Поппер, ограничивается обладанием удостоверения и уплатой взносов неизвестному секретарю. С Поппе-ром можно согласиться: существование в ситуации полной анонимности и одиночества — участь миллионов людей. А если вспомнить появившийся недавно институт надомного труда, особенно его последнюю разновидность — телеработу, то картина абстрактного общества приобретет вполне завершенные черты. Это среда искусственных цветов, воздуха и отношений.
Большинство социальных групп в абстрактном обществе (за исключением семьи и теплых домашних отношений) являются не более чем суррогатами. Абстрактные отношения, согласно Попперу, создают механизмы обмена и кооперации, а если подумать, то можно сделать вывод, что вся экономика — это область исключительно лишь таких взаимоотношений. Она построена на денежном расчете, рациональности, коммерции. Поппер не развивает свои идеи, да этого и не надо. До него это блестяще сделал Г. Зиммель в «Философии денег».
Итак, куда же переходит человечество у Поппера? Если судить формально, то от закрытого общества к открытому, а от него — к абстрактному. Получается три, а не два типа общества. Это неверно, утверждает философ: их не более двух. Просто переход от закрытого общества к открытому, начатый древними греками, еще не закончился. Трансантлантический дрейф истории у Поппера растянулся на тысячелетия. Он так и пишет: «Греки начали величайшую революцию, которая, по-видимому, все еще находится в своей начальной стадии, а именно — в стадии перехода от закрытого общества к открытому»12. Сегодня мы живем «в открытом и частично абстрактном обществе», утверждает он чуть позже.
Поппер хочет быть точным и утверждает, что закрытое общество начало разваливаться в связи с морской торговлей. Афины в отличие от материко-
1 Поппер К. Указ. соч. С. 219. Там же. ! Там же. С. 220.
вой Спарты находились на побережье, афиняне много торговали, увиден весь мир, были подвижными и творческими. Культурные контакты и кою низация новых земель довершили процесс открытия общества. Однако ценза открытость весьма высокая. Переход от закрытого к открытому обществу сопровождается, как выразились бы геологи, сдвигами тектонических гпцт и геоаномальными явлениями, т.е. постоянными войнами, революциями классовой борьбой, ростом социального напряжения, которые продолжаются и в наши дни.
Поппер полагает, что и сегодня мы живем как на вулкане. Такое состояние он именует напряжением цивилизации. «Мы должны, я считаю, принимать это напряжение как плату за каждое наше продвижение в знании в разумности, в сотрудничестве и взаимопомощи, а следовательно, в наших шансах на выживание в условиях роста численности населения. Это цена которую мы должны заплатить за то, чтобы быть людьми»13.
Но это не социологическая модель общества, где четко операционализи-рованы переменные, указаны связи между ними и предложены гипотезы. описывающие, пусть и предположительно, когда возникает и исчезает данный тип общества, при каких условиях он трансформируется в другое состояние, каковы признаки кризиса и процветания. Удивительно, что человек, создавший наиболее эффективную программу методологического обоснования научного знания, разобравший по винтику все механизмы, которыми управляется физическое знание, оказался бессильным в области гуманитарных наук.
Поппер так и не дал четкого определения открытому обществу. Говорят, что он вообще считал определения схоластическим трюком14.
В конечном итоге философ победил в Поппере социолога. Начав с критики платоновской утопии, Поппер закончил рассуждениями о несовершенствах человеческого общества. Осудив историцизм Маркса и встав на твердую почву социальной инженерии15, Поппер не удержался на ней: его абстрактное общество как «светлое будущее» всего человечества, но только вывернутое наизнанку, ничем не лучше светлого коммунистического будущего Маркса. Но Поппер не был бы выдающимся философом, покорившим силой своего ума не одно поколение интеллектуалов, если бы свое социологическое учение он не соединил бы с учением о фальсификационизме.