АБСТРАКТНОЕ ОБЩЕСТВО

Понятие абстрактного общества в теоретической конструкции Поппера выглядит неожиданным. Оно возникает в процессе эволюции открытого общества. Свойства «абстрактного общества» философ предлагает объяснить с помощью следующей гиперболы. Вообразим себе, пишет Поппер, общество. в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу, они не только не знакомы друг с другом, но и не разговаривают, только переписы-

4 Поппер К. Указ. соч. С. 215.

ваются. И чтобы подчеркнуть ужасы социальной изоляции, в которую по­падают члены абстрактного общества, Поппер подчеркивает: они разъезжа­ют в закрытых автомобилях, а размножаются в колбочках. Такое выдуман­ное общество можно назвать «полностью абстрактным или безличным обще­ством»10. Поппер считает, что вследствие потери органического характера открытое общество постепенно может стать тем, что он назвал «абстрактное общество»". Оказывается, в современном обществе уже начался, можно ска­зать больше, вовсю идет процесс «абстрагирования». С нарастающей скоро­стью оно превращается в «совершенно абстрактное общество».

Человек проносится мимо других в закрытом авто. В городской толпе он одинок среди проходящих мимо таких же одиноких и абстрактных индиви­дов, перезваниваются с друзьями они нечасто, а встречаются еще реже. На работе отношения ограничиваются вопросами бизнеса. По два-три часа в день люди проводят в автомобильных пробках, окруженные такими же закрыты­ми авто. Членство в профсоюзе, добавляет Поппер, ограничивается облада­нием удостоверения и уплатой взносов неизвестному секретарю. С Поппе-ром можно согласиться: существование в ситуации полной анонимности и одиночества — участь миллионов людей. А если вспомнить появившийся недавно институт надомного труда, особенно его последнюю разновид­ность — телеработу, то картина абстрактного общества приобретет вполне завершенные черты. Это среда искусственных цветов, воздуха и отношений.

Большинство социальных групп в аб­страктном обществе (за исключением семьи и теплых домашних отношений) являются не более чем суррогатами. Абстрактные отношения, согласно Попперу, создают механизмы обмена и кооперации, а если подумать, то можно сделать вывод, что вся эконо­мика — это область исключительно лишь таких взаимоотношений. Она построена на денежном расчете, рацио­нальности, коммерции. Поппер не развивает свои идеи, да этого и не надо. До него это блестяще сделал Г. Зиммель в «Философии денег».

Итак, куда же переходит человечество у Поппера? Если судить формаль­но, то от закрытого общества к открытому, а от него — к абстрактному. По­лучается три, а не два типа общества. Это неверно, утверждает философ: их не более двух. Просто переход от закрытого общества к открытому, начатый древними греками, еще не закончился. Трансантлантический дрейф истории у Поппера растянулся на тысячелетия. Он так и пишет: «Греки начали вели­чайшую революцию, которая, по-видимому, все еще находится в своей на­чальной стадии, а именно — в стадии перехода от закрытого общества к от­крытому»12. Сегодня мы живем «в открытом и частично абстрактном обще­стве», утверждает он чуть позже.

Поппер хочет быть точным и утверждает, что закрытое общество начало разваливаться в связи с морской торговлей. Афины в отличие от материко-

1 Поппер К. Указ. соч. С. 219. Там же. ! Там же. С. 220.

вой Спарты находились на побережье, афиняне много торговали, увиден весь мир, были подвижными и творческими. Культурные контакты и кою низация новых земель довершили процесс открытия общества. Однако цен­за открытость весьма высокая. Переход от закрытого к открытому обществу сопровождается, как выразились бы геологи, сдвигами тектонических гпцт и геоаномальными явлениями, т.е. постоянными войнами, революциями классовой борьбой, ростом социального напряжения, которые продолжаются и в наши дни.

Поппер полагает, что и сегодня мы живем как на вулкане. Такое состоя­ние он именует напряжением цивилизации. «Мы должны, я считаю, прини­мать это напряжение как плату за каждое наше продвижение в знании в разумности, в сотрудничестве и взаимопомощи, а следовательно, в наших шансах на выживание в условиях роста численности населения. Это цена которую мы должны заплатить за то, чтобы быть людьми»13.

Но это не социологическая модель общества, где четко операционализи-рованы переменные, указаны связи между ними и предложены гипотезы. описывающие, пусть и предположительно, когда возникает и исчезает дан­ный тип общества, при каких условиях он трансформируется в другое состо­яние, каковы признаки кризиса и процветания. Удивительно, что человек, создавший наиболее эффективную программу методологического обоснова­ния научного знания, разобравший по винтику все механизмы, которыми управляется физическое знание, оказался бессильным в области гуманитар­ных наук.

Поппер так и не дал четкого определения открытому обществу. Говорят, что он вообще считал определения схоластическим трюком14.

В конечном итоге философ победил в Поппере социолога. Начав с кри­тики платоновской утопии, Поппер закончил рассуждениями о несовершен­ствах человеческого общества. Осудив историцизм Маркса и встав на твер­дую почву социальной инженерии15, Поппер не удержался на ней: его абст­рактное общество как «светлое будущее» всего человечества, но только вывернутое наизнанку, ничем не лучше светлого коммунистического буду­щего Маркса. Но Поппер не был бы выдающимся философом, покорившим силой своего ума не одно поколение интеллектуалов, если бы свое социоло­гическое учение он не соединил бы с учением о фальсификационизме.