УЧЕНИЕ О КАПИТАЛИЗМЕ В. ЗОМБАРТА
Лидер последнего поколения немецкой исторической школы В. Зомбарт (1863-1941) еще при жизни считался классиком. В Германии он был даже более известен, чем Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер. Он был хорошо осведомлен о работах русских ученых, в частности М. Ковалевского, знал Г. Плеханова, с П. Струве находился в постоянной переписке и высоко ценил труды А. Чаянова. Целое поколение социологов и экономистов дореволюционной России выросло на его трудах, а в СССР вплоть до 1930-х гг. его сочинения были самой известной научной литературой Запада.
В своих трудах Зомбарт исследовал развитие общества, в частности — капиталистической «экономической системы», существующей в рамках соответствующей «экономической эпохи». Главные труды Зомбарта посвящены методологическим вопросом социальных наук, строению и развитию современного общества, историческому генезису капитализма, эволюции буржуазного класса, экономической истории Западной Европы, в особенности возникновению капитализма (Зомбарт собрал при этом огромный фактический материал), проблемам социализма и социальных движений. Среди других его трудов — «Фридрих Энгельс» (Friedrich Engels, 1895), «Социализм и социальные движения» (Socialism and the Social Movement, 1896),
«Техника и хозяйство» (Technik und Wirtschaft, 1901), «Война и капитализм» (Krieg und Kapitalismus, 1913), «Немецкий социализм» (Deutscher Sozialismus, 1934), «О человеке» ( Vom Menschen, 1938).
Рис. 16. Творчество В. Зомбарта эволюционировало от романтических и социалистических идей до консервативных и нацистских |
Зомбарт начал изучение специфики современного западноевропейского капитализма почти одновременно или чуть раньше М. Вебера. Поэтому можно предполагать, что именно Зомбарт повлиял на обращение Вебера к обстоятельному исследованию того, что впоследствии получило название социологического учения о капитализме, а не наоборот. (Даже понятие «капитализм» принадлежит Зомбарту, и в этом признании солидарны ведущие экономисты и социологи; и понятие «капиталистический дух», по мнению специалистов, впервые употребил Зомбарт в 1902 г., а не Вебер.) Чтобы сделать результаты своих научных поисков предметом широкого обсуждения, они совместно редактировали журнал, к первому выпуску (1904) которого они написали совместную вступительную статью. Зомбарт был избран первым председателем Немецкого социологического общества и оказал немалое влияние на становление европейской социологии начала XX в. в целом. А начинал он как приверженец социалистических идей и
прослыл знатоком марксизма. Первым в университетах Германии он ввел в 1892-1893 гг. семинар по Марксу, нарушив табу и поплатившись за это. В ранних работах (1894, 1896, 1902) испытал влияние марксизма, в дальнейшем выступал против исторического материализма и экономического учения К. Маркса. Его творчество претерпело весьма странную эволюцию — от романтических и социалистических идей в самом начале до консервативных и нацистских в конце жизненного пути. Последняя его работа «Немецкий социализм», переведенная в 1934 г. на английский язык пол названием «Новая социальная философия», содержала откровенно прона-цистские идеи и была направлена против Великобритании, считавшейся родиной европейского капитализма.
Зомбарт понимает социологию достаточно широко — как познание жизни людей, включая и человеческую культуру, точнее как систематическое знание о конкретных фактах жизнедеятельности человеческого общества. опирающееся на эмпирию и опыт. Как и Вебер, Зомбарт начал анализировать современный капитализм не сразу. Предварительно он провел конкретное исследование аграрной сферы. Во второй половине 1880-х гг. в течение нескольких лет он изучал формирование капиталистических отношений в аграрной итальянской области Римская Кампанья. Пытаясь соединить эмпирическое изучение экономики и теоретическое объяснение общественной жизни, Зомбарт разработал понятие «экономической системы» как некой целостности, вызывающей к жизни специфические для нее экономические институты и представляющей собой выражение «духа» общества (при этом Зомбарт отождествляет понятия духа и общества). Зомбарт попытался создать свою теорию первоначального накопления капитала, выдвинув в качестве основного источника накопления аккумуляцию феодальной земельной ренты.
При сравнении концепций капитализма Вебера и Зомбарта, которые во многом схожи, четко выделяются принципиальные отличия: понимание Зомбартом капитализма как уникального, а Вебером как универсального исторического явления; отведение главной роли в формировании современного капитализма протестантской этике у Вебера и любой форме религии у Зомбарта1; расхождение в источниках и сроках появления капитализма: если Вебер связывал капитализм с протестантизмом и относил к Германии и Швейцарии XVI в., то Зомбарт находил его в зрелом виде уже во Флоренции XV в.2; провозглашение принципа воздержания от оценочных суждений и последовательное его применение на практике у Вебера и постоянное нарушение этических канонов, субъективизм и пристрастность оценок у Зомбарта; различная трактовка Зомбартом и Вебером тех человеческих качеств. которые помогли возникнуть европейскому капитализму.
Свою концепцию Зомбарт основывал на анализе культуры, понимая пол ней прежде всего сумму духовных факторов. У Зомбарта решающее значение имели три типа факторов — организационные, технологические, культурные. Культура понималась им не как совокупность музеев, художественных произведений и этических принципов, а как «хозяйственный дух», весь-
В. Зомбарт рассматривал протестантизм как идеализацию евангельской бедности, проповедь которой, призывая к неистовой скаредности, представляла собой доктрину мелких лавочников. Некоторые специалисты, в частности Оливер Кокс, относили начало формирования капитали ;ма к еще более раннему времени, а именно отдавали пальму первенства Венеции XI в.
ма напоминающий «стиль хозяйствования» Артура Шпитгоффа\ который обозначал этой категорией форму или образ, принимаемые хозяйственной деятельностью в определенную эпоху.
Корни капитализма, согласно учению Зомбарта, надо искать не в экономической реальности, а в идеях, прежде всего в идеях европейского Просвещения, идеалах разума и контроля над природой. Зомбарт настаивал на том, что капитализм развился из свойств человеческого мышления и поведения, упростивших переход к новому хозяйственному укладу. Под хозяйственным духом, которым были одержимы все поколения европейских буржуа, подразумевались неутомимость, безграничная предприимчивость, стремление к обогащению, конкуренция и рациональность.
Если Вебер видел в протестантизме один из основных элементов формирования капитализма, то у Зомбарта перводвигателем выступает любая религия, в частности иудаизм. Он сомневался в способности протестантизма служить духовной родиной европейского капитализма, некой исторической закваской, из которой впоследствии появился «дух капитализма». В связи с этим Зомбарт прямо указывал на негативную роль протестантизма в своей книге «Буржуа»4:
Протестантизм означает прежде всего серьезную опасность во всех отношениях для капитализма и в особенности для капиталистического хозяйственного образа мыслей. Это и не могло ведь быть иначе. Капитализм — как на него ни смотреть и как его ни оценивать — происходит из мирского начала, он «от мира сего», и поэтому он всегда будет находить тем более приверженцев, чем более взгляд людей будет устремлен на радости этого земного мира, и поэтому же он всегда будет ненавидим и проклинаем людьми, для которых все земное имеет значение только приготовления к жизни в новом мире. Всякое углубление религиозного чувства должно порождать безразличное отношение ко всем хозяйственным вещам, а безразличие по отношению к хозяйственному успеху означает ослабление и разложение капиталистического духа. А так как реформационное движение, без сомнения, имело последствием внутреннее углубление человека и усиление метафизической потребности, то капиталистические интересы вначале должны были понести ущерб по мере распространения духа Реформации. У лютеранства это анти капиталистическое настроение еще усиливалось массивно-домохозяйственным образом мыслей самого Лютера, который в своей хозяйственной философии уходил далеко назад от учения Фомы Аквинского. И мы можем, не думая долго, сказать, что в странах, где лютеранство становится господствующим, воздействие религии на хозяйственную жизнь — поскольку оно вообще имело место — свелось, несомненно, не к способствованию, но безусловно скорее к препятство-ванию капиталистической тенденции.
Зомбарт говорил, что для капиталистического производства наиболее пригоден именно переселенец, не связанный со страной, — тот, для кого эта страна является не родной землей, а «недвижимостью». В качестве примера
Артур Шпитгофф (Arthur Spiethoff, 1873-1957) — ученик Г. Шмолера, представитель немецкой исторической школы, внес значительный вклад в разработку теории экономических циклов, которая базировалась у него на идеях М.Туган-Барановского, а позже получила продолжение в исследованиях И. Шумпетера и К. Касселя. Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем. М., 1994. С. 192-193.
он приводил США, экономическому процветанию которых в решающей степени способствовали европейские мигранты. Немалую роль в капиталистическом развитии Германии играли переселившиеся туда из Франции протестанты, гугеноты и евреи. Носителями капиталистического духа у него выступают евреи, которым в наибольшей мере присущи бережливость. расчетливость и стремление к деньгам. Все факторы, повлиявшие на становление капиталистического духа, взяты из идей иудаистской религии, указывал Зомбарт. Культурные стереотипы иудаизма мало чем отличались от поведенческих нормативов протестантизма и потому могли вполне проявить себя как катализатор капитализма. Именно евреи Центральной и Северной Европы с их религиозной твердостью, беспокойным духом и неукорененностью среди других народов являлись, согласно Зомбарту, носителями капиталистического духа suigeneris. История приготовила им роль торгового народа. Расселяясь в городах, они распространяли там капиталистический дух. Страны, принимавшие евреев, вскоре начали экономически процве тать. Это Германия, Голландия, Франция и Англия. Страны, их изгонявшие, например Испания, Португалия, экономически хирели и надолго исчезали из ряда экономических лидеров Европы. Книга «Евреи и хозяйственная жизнь», где рассматривались эти вопросы, стала модной в Германии, хотя из-за нее он нажил много врагов среди европейских интеллектуалов, обвинявших Зомбарта в антисемитизме.
В своих поздних произведениях (после 1913 г.) Зомбарт смягчил первоначальную позицию, пытаясь обнаружить исторические корни капитализма в развитии городов и торговли. На этот раз всю вину за развитие капитализма, к которому он не питал симпатий, Зомбарт возложил на женщин. Согласно его воззрениям этого периода, именно они составили по преимуществу праздный средний класс нарождающегося капиталистического общества. Представительницы прекрасного пола требовали от мужчин постоянного внимания, дорогих подарков и роскоши, а это способствовало в конечном счете развитию торговли, процветанию ремесел и развитию текстильной промышленности — колыбели индустриальной революции, свершившейся в Англии. Таким образом, мотивирующей силой возникновения капиталистического духа явились женщины, а его носителями — стремившиеся угодить их прихотям мужчины.
Общим для Вебера и Зомбарта было признание лидирующей роли в генезисе капитализма не экономических, а культурно-этических и религиозных факторов. В этом Вебер и Зомбарт не только расходились с Марксом, но и сознательно противопоставляли ему свои принципы. В работе «Буржуа» Зомбарт показывает, что сам факт возникновения буржуа-предпринимателя явился величайшим историческим событием в сфере культуры и духа. Зомбарт исходил из простой идеи, известной еще со времен античности: эпоха — это дух. Экономика каждой эпохи есть явление духовной жизни в той мере, как ее любой продукт, а предпринимательство — не экономическое, но метаэкономическое явление, корни которого надо искать в европейской душе. Сам по себе капитализм — высшее достижение человеческого духа и культуры.
Отдавая симпатии предприимчивому буржуа, Зомбарт с тревогой наблюдал за усиливающейся бюрократизацией жизни. В двухтомном труде «Современный капитализм» (1902) Зомбарт рассматривает экономическую историю на большом временном отрезке и огромном фактическом материале. Здесь он обращается к родоплеменному строю, рабовладению, натуральному хозяйству и капитализму. На основе обобщения исторического материала он строит собственную периодизацию капитализма, включающую ранний, развитой и поздний этапы. Его концепция периодизации капитализма была принята в социальной науке, получив высокую оценку ведущих обществоведов Европы.
Зомбарта, как и его учителя Г. Шмоллера, относят к числу видных экономистов и социологов. И хотя в его учении заметны следы влияния работ К. Маркса, Зомбарт сознательно и целенаправленно боролся с историческим материализмом. Он отрицал существование общественных классов. Действительно, рассуждал Зомбарт, ни пролетариат, ни буржуазия внутри себя не являются чем-то целостным. Напротив, они состоят из различных социальных групп, которые отличаются друг от друга экономическим положением.