Цивилизационный подход к изучению истории и современное общество

  1. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.
  2. Типы цивилизаций. Соотношение понятий «ци­вилизация» и «культура».
  3. Современный этап цивилизационного разви­тия и российское общество.
  4. Глобальные проблемы современности.
  5. Социальные перспективы развития человечест­ва.

 

1. Закончите определение: «Цивилизация — это ...»:

а) качественная специфика (своеобразие матери­альной, духовной, социальной жизни) группы стран, народов на определенном этапе развития

б) совокупность духовных, материальных и нрав­ственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру

в) уровень (ступень) общественного развития, ко­торый приходит на смену периода варварства и на­чало которого связано с появлением, прежде всего письменности

г) правильны все приведенные выше

2. Сгруппируйте понятия, характеризующие цивили­зационный и формационный подходы к изучению исторического процесса.

1) базис

2) культура

3) ценности

4) надстройка

5) способ производства

6) социокультурная общность

7) производственные отношения

8) ступень развития

9) общечеловеческие ценности

10) локальные культуры

Цивилизационный подход — ? Формационный подход — ?

3. В марксистском учении об обществе ступени ис­торического развития получили название:

а) экономической структуры общества

б) общественно-экономической формации

в) цивилизации

4. Формационный подход рассматривает историче­ский процесс как:

а) закономерный

б) определяемый в конечном счете экономически­ми (материальными) факторами

в) универсальный и прогрессивный

5. Какие достоинства и недостатки, противоречия формационного подхода к истории отмечают исто­рики?

1) не придает значения роли духовного фактора в истории

2) позволяет представить историю человечества в качестве единого процесса

3) рассматривает общество как сверхсложную сис­тему

4) ограничивает анализ общественных явлений взаимодействием базиса и надстройки

5) создает упрощенные представления об истори­ческом процессе как о линейном восхождении от одной формации к другой

6) недостаточное внимание уделяет своеобразию, уникальности и неповторимости истории

Достоинства — ? Недостатки — ?

6. Существуют теории стадиального развития циви­лизаций. Их представителями являются:

а) У. Ростоу б) О.Тоффлер в) А. Тойнби

7. Какие понятия характеризуют стадии «экономи­ческого роста», выделенные У. Ростоу? Какие — концепцию «трех волн» О. Тоффлера?

1) аграрная стадия

2) традиционное общество

3) переходное общество

4) стадия «сдвига» (связана с промышленными ре­волюциями)

5) индустриальная стадия

6) стадия «зрелости» (связана с развитием научно-технической революции)

7) эра «высокого массового потребления»

8) переход к информационному обществу

Теория У. Ростоу — ? Теория О. Тоффлера — ?

8. Представителями теорий локальных цивилиза­ций являются:

а) О. Тоффлер б) Н. Я. Данилевский в) А. Тойнби г) К. Маркс

9. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция ис­тории человечества?

а) «Закат Европы»

б) «Россия и Европа»

в) «Постижение истории»

10. Что, с точки зрения А. Тойнби, является причиной возникновения цивилизации?

а) появление частной собственности

б) действие закона «вызов-ответ»

в) классовая борьба

11. По мнению А. Тойнби, движущей силой развития цивилизации является:

а) развитие культуры

б) Божественное предопределение

в) «творческая элита

12. Кто из названных русских мыслителей XIX в. был создателем одной из теорий локальных цивилиза­ций?

а) Н. К. Михайловский б) Н. Я. Данилевский в) П. Я. Чаадаев г) К. Д. Кавелин

13. Соотнесите имена мыслителей и их взгляды на сущность цивилизации?

1) французские просветители XVIII в.

2) Н. Я. Данилевский

3) О. Шпенглер

 

а) цивилизация есть стадия умирания культуры

б) культура и есть цивилизация

в) цивилизация есть этап развития культуры

14. Книгу «Закат Европы» написал:

а) Н. Я. Данилевский б) П. Сорокин в) О. Шпенглер г) М. Вебер

15. Понятием «традиционное общество» определяют:

а) докапиталистическое, доиндустриальное обще­ство с замедленными темпами эволюции

б) восточное общество, вступившее в эпоху феода­лизма

в) общество, где господствующей религией являет­ся ислам

16. Какие из приведенных характеристик свойствен­ны традиционным обществам?

1) экстенсивная технология

2) тесная связь человека с природой, приспособле­ние к окружающей среде

3) активная преобразующая роль человека

4) важная роль традиций, обычаев в общественной жизни

5) интенсивное производство

6) «власть выше закона»

7) «закон выше власти»

17. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности тради­ционных обществ:

1) экономическая сфера

2) социальная сфера

3) политическая сфера

4) духовная сфера

 

а) мышление образное, созерцательное

б) сословно-кастовая, иерархическая структура общества

в) господство государственной формы собственно­сти

г) государство вмешивается во все сферы деятель­ности общества

18. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности запад­ного общества:

1) экономическая сфера

2) социальная сфера

3) политическая сфера

4) духовная сфера

 

а) положение личности в обществе независимое

б) господство частной собственности

в) мышление рациональное, анализирующее

г) правовое государство

19. Как называется комплекс общечеловеческих про­блем, от решения которых зависит выживание че­ловечества, судьбы цивилизации?

а) предотвращение угрозы новой мировой войны

б) научно-техническая революция

в) глобальные проблемы современности

20. Какие проблемы современности получили назва­ние глобальных?

а) проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения

б) проблемы экономического взаимодействия ме­жду различными странами

в) проблемы ликвидации последствий чернобыль­ского взрыва

21. К числу глобальных проблем современности отно­сятся:

а) предотвращение угрозы экологического кризи­са

б) предотвращение отрицательных последствий НТР

в) обеспечение человечества необходимыми ресур­сами

г) все перечисленные выше

22. Важнейшим признаком глобальных проблем совре­менности является следующее:

а) они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом

б) они угрожают существованию всего человечест­ва, основам жизни на Земле

в) решение этих проблем возможно только уси­лиями всего мирового сообщества

23. Глобальные проблемы человечества отличаются от других важных проблем следующими чертами:

а) остротой проявления

б) комплексным характером (все проблемы тесно переплетены друг с другом)

в) общечеловеческой сущностью, делающей их по­нятными и актуальными для всех стран и народов

г) всеми перечисленными выше

24. Приведите в соответствие тип и характеристи­ку глобальных проблем:

1) проблемы, связанные с развитием науки и техники

2) проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды

3) проблемы, фиксирующие внимание на отноше­ниях между человеком и обществом

 

а) экологическая проблема

б) ликвидация неграмотности

в) предотвращение мировой ядерной катастрофы

25. Традиционный тип мышления отличают следую­щие особенности:

а) обеспечение безопасности своей страны любыми средствами

б) недоверие как форма общения между странами и народами

в) признание современного мира единым и взаимо­связанным

г) стремление к силовому решению политических проблем

д) признание приоритета общечеловеческих цен­ностей

е) отказ от войны как решения спорных вопросов

ж) преобладание классовых, групповых, нацио­нальных интересов

з) признание права народов свободно и самостоя­тельно выбирать свою судьбу

26. Принцип экологической безопасности состоит в:

а) обеспечении безопасности любыми средствами, включая и военные действия

б) заботе о среде обитания

в) стратегии бережливости

27. Общество влияет на природу:

а) используя компоненты окружающей среды в качестве ресурсной базы производства

б) воздействуя на окружающую природную среду в процессе производства

в) всем перечисленным выше

28*. Какие утверждения характеризуют цивилизационный подход к изучению истории?

а) каждая цивилизация неповторима

б) ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы

в) материальным факторам принадлежит решаю­щая роль в развитии общества

г) человек — единственный творец истории

д) объективные закономерности носят всеобщий характер

 

29*. Ученые предлагают различные пути разрешения глобальных проблем человечества. Попытайтесь определить авторов следующих теорий и проек­тов:

1) учение о ноосфере

2) обеспечение коэволюции — совместного гармо­ничного развития природы и общества

3) создание «зоны ненасилия» в Тибетском наго­рье, где человек и природа могли бы жить в мире и гармонии

4) призыв к новому мышлению, совместным уси­лием человечества в борьбе с глобальными угроза­ми
5) провозглашение этики благоговения перед жиз­нью

6) улучшение человеческих качеств, «новый гума­низм», означающий глобальность, любовь к справедливости и отвращение к насилию

 

а) Вернадский Владимир Иванович — выдающий­ся отечественный ученый и мыслитель

б) Его Святейшество Далай-лама XIV — лауреат Нобелевской премии 1989 г.

в) Моисеев Никита Николаевич — современный российский ученый

г) Печчеи Аурелио — итальянский философ и об­щественный деятель, инициатор создания «Рим­ского клуба»

д) Рассел Бертран — английский философ и обще­ственный деятель, один из инициаторов междуна­родного движения ученых за мир

е) Швейцер Альберт — немецко-французский мыслитель, врач, лауреат Нобелевской премии