Цивилизационный подход к изучению истории и современное общество
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.
- Типы цивилизаций. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура».
- Современный этап цивилизационного развития и российское общество.
- Глобальные проблемы современности.
- Социальные перспективы развития человечества.
1. Закончите определение: «Цивилизация — это ...»:
а) качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) группы стран, народов на определенном этапе развития
б) совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру
в) уровень (ступень) общественного развития, который приходит на смену периода варварства и начало которого связано с появлением, прежде всего письменности
г) правильны все приведенные выше
2. Сгруппируйте понятия, характеризующие цивилизационный и формационный подходы к изучению исторического процесса.
1) базис
2) культура
3) ценности
4) надстройка
5) способ производства
6) социокультурная общность
7) производственные отношения
8) ступень развития
9) общечеловеческие ценности
10) локальные культуры
Цивилизационный подход — ? Формационный подход — ?
3. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название:
а) экономической структуры общества
б) общественно-экономической формации
в) цивилизации
4. Формационный подход рассматривает исторический процесс как:
а) закономерный
б) определяемый в конечном счете экономическими (материальными) факторами
в) универсальный и прогрессивный
5. Какие достоинства и недостатки, противоречия формационного подхода к истории отмечают историки?
1) не придает значения роли духовного фактора в истории
2) позволяет представить историю человечества в качестве единого процесса
3) рассматривает общество как сверхсложную систему
4) ограничивает анализ общественных явлений взаимодействием базиса и надстройки
5) создает упрощенные представления об историческом процессе как о линейном восхождении от одной формации к другой
6) недостаточное внимание уделяет своеобразию, уникальности и неповторимости истории
Достоинства — ? Недостатки — ?
6. Существуют теории стадиального развития цивилизаций. Их представителями являются:
а) У. Ростоу б) О.Тоффлер в) А. Тойнби
7. Какие понятия характеризуют стадии «экономического роста», выделенные У. Ростоу? Какие — концепцию «трех волн» О. Тоффлера?
1) аграрная стадия
2) традиционное общество
3) переходное общество
4) стадия «сдвига» (связана с промышленными революциями)
5) индустриальная стадия
6) стадия «зрелости» (связана с развитием научно-технической революции)
7) эра «высокого массового потребления»
8) переход к информационному обществу
Теория У. Ростоу — ? Теория О. Тоффлера — ?
8. Представителями теорий локальных цивилизаций являются:
а) О. Тоффлер б) Н. Я. Данилевский в) А. Тойнби г) К. Маркс
9. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества?
а) «Закат Европы»
б) «Россия и Европа»
в) «Постижение истории»
10. Что, с точки зрения А. Тойнби, является причиной возникновения цивилизации?
а) появление частной собственности
б) действие закона «вызов-ответ»
в) классовая борьба
11. По мнению А. Тойнби, движущей силой развития цивилизации является:
а) развитие культуры
б) Божественное предопределение
в) «творческая элита
12. Кто из названных русских мыслителей XIX в. был создателем одной из теорий локальных цивилизаций?
а) Н. К. Михайловский б) Н. Я. Данилевский в) П. Я. Чаадаев г) К. Д. Кавелин
13. Соотнесите имена мыслителей и их взгляды на сущность цивилизации?
1) французские просветители XVIII в.
2) Н. Я. Данилевский
3) О. Шпенглер
а) цивилизация есть стадия умирания культуры
б) культура и есть цивилизация
в) цивилизация есть этап развития культуры
14. Книгу «Закат Европы» написал:
а) Н. Я. Данилевский б) П. Сорокин в) О. Шпенглер г) М. Вебер
15. Понятием «традиционное общество» определяют:
а) докапиталистическое, доиндустриальное общество с замедленными темпами эволюции
б) восточное общество, вступившее в эпоху феодализма
в) общество, где господствующей религией является ислам
16. Какие из приведенных характеристик свойственны традиционным обществам?
1) экстенсивная технология
2) тесная связь человека с природой, приспособление к окружающей среде
3) активная преобразующая роль человека
4) важная роль традиций, обычаев в общественной жизни
5) интенсивное производство
6) «власть выше закона»
7) «закон выше власти»
17. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности традиционных обществ:
1) экономическая сфера
2) социальная сфера
3) политическая сфера
4) духовная сфера
а) мышление образное, созерцательное
б) сословно-кастовая, иерархическая структура общества
в) господство государственной формы собственности
г) государство вмешивается во все сферы деятельности общества
18. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности западного общества:
1) экономическая сфера
2) социальная сфера
3) политическая сфера
4) духовная сфера
а) положение личности в обществе независимое
б) господство частной собственности
в) мышление рациональное, анализирующее
г) правовое государство
19. Как называется комплекс общечеловеческих проблем, от решения которых зависит выживание человечества, судьбы цивилизации?
а) предотвращение угрозы новой мировой войны
б) научно-техническая революция
в) глобальные проблемы современности
20. Какие проблемы современности получили название глобальных?
а) проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения
б) проблемы экономического взаимодействия между различными странами
в) проблемы ликвидации последствий чернобыльского взрыва
21. К числу глобальных проблем современности относятся:
а) предотвращение угрозы экологического кризиса
б) предотвращение отрицательных последствий НТР
в) обеспечение человечества необходимыми ресурсами
г) все перечисленные выше
22. Важнейшим признаком глобальных проблем современности является следующее:
а) они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом
б) они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле
в) решение этих проблем возможно только усилиями всего мирового сообщества
23. Глобальные проблемы человечества отличаются от других важных проблем следующими чертами:
а) остротой проявления
б) комплексным характером (все проблемы тесно переплетены друг с другом)
в) общечеловеческой сущностью, делающей их понятными и актуальными для всех стран и народов
г) всеми перечисленными выше
24. Приведите в соответствие тип и характеристику глобальных проблем:
1) проблемы, связанные с развитием науки и техники
2) проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды
3) проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом
а) экологическая проблема
б) ликвидация неграмотности
в) предотвращение мировой ядерной катастрофы
25. Традиционный тип мышления отличают следующие особенности:
а) обеспечение безопасности своей страны любыми средствами
б) недоверие как форма общения между странами и народами
в) признание современного мира единым и взаимосвязанным
г) стремление к силовому решению политических проблем
д) признание приоритета общечеловеческих ценностей
е) отказ от войны как решения спорных вопросов
ж) преобладание классовых, групповых, национальных интересов
з) признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу
26. Принцип экологической безопасности состоит в:
а) обеспечении безопасности любыми средствами, включая и военные действия
б) заботе о среде обитания
в) стратегии бережливости
27. Общество влияет на природу:
а) используя компоненты окружающей среды в качестве ресурсной базы производства
б) воздействуя на окружающую природную среду в процессе производства
в) всем перечисленным выше
28*. Какие утверждения характеризуют цивилизационный подход к изучению истории?
а) каждая цивилизация неповторима
б) ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы
в) материальным факторам принадлежит решающая роль в развитии общества
г) человек — единственный творец истории
д) объективные закономерности носят всеобщий характер
29*. Ученые предлагают различные пути разрешения глобальных проблем человечества. Попытайтесь определить авторов следующих теорий и проектов:
1) учение о ноосфере
2) обеспечение коэволюции — совместного гармоничного развития природы и общества
3) создание «зоны ненасилия» в Тибетском нагорье, где человек и природа могли бы жить в мире и гармонии
4) призыв к новому мышлению, совместным усилием человечества в борьбе с глобальными угрозами
5) провозглашение этики благоговения перед жизнью
6) улучшение человеческих качеств, «новый гуманизм», означающий глобальность, любовь к справедливости и отвращение к насилию
а) Вернадский Владимир Иванович — выдающийся отечественный ученый и мыслитель
б) Его Святейшество Далай-лама XIV — лауреат Нобелевской премии 1989 г.
в) Моисеев Никита Николаевич — современный российский ученый
г) Печчеи Аурелио — итальянский философ и общественный деятель, инициатор создания «Римского клуба»
д) Рассел Бертран — английский философ и общественный деятель, один из инициаторов международного движения ученых за мир
е) Швейцер Альберт — немецко-французский мыслитель, врач, лауреат Нобелевской премии