Тест. Человек
1. Антропогенез - это
1. Вопрос о происхождении человеческого рода
2. вопрос о формировании человеческого общества
3. врожденный способ реагирования
4. вечные и неизменные стремления и желания людей
2. Социогенез - это
1. Вопрос о происхождении человеческого рода
2. вопрос о формировании человеческого общества
3. врожденный способ реагирования
4. вечные и неизменные стремления и желания людей
3. Что общего у человека и животного?
1. богатство эмоционального мира : умение плакать и смеяться, любить и ненавидеть, давать оценки и выносить суждения
2. подчинение физическим и биологическим условиям выживания
3. способность создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы
4. сознание свободы и стремление к исполнению духовных идеалов
4.Только для человека характерно (-а)
1. добывание пищи
2. забота о потомстве
3. преобразовательная деятельность
4. коллективное взаимодействие
5. Верны ли суждения о человеке как результате биологической и социокультурной эволюции?
А.Человек становится человеком не столько по рождению , сколько в ходе социализации, т.е. в процессе освоения способов деятельности, культуры, правил и норм, выработанных обществом.
Б.Человек от природы наделен инстинктами, обеспечивающими выживание.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
6.Состояние неудовлетворенности, нужды , которое человек стремится преодолеть, -это
1. потребность
2. интерес
3. мотив
4. ценность
7.Потребность в утолении голода и жажды является
1. физиологической
2. экзистенциальной
3. социальной
4. духовной
8.Желание общаться с другими людьми- это потребность
1. физиологической
2. экзистенциальной
3. социальной
4. духовной
9. Потребность в самовыражении, творчестве - это потребность
1. престижная
2. экзистенциальная
3. социальная
4. духовная
10.То, на что направлена деятельность , - это
1. объект
2. субъект
3. цель
4. результат
11.Тот, кто осуществляет деятельность, -это
1. объект
2. субъект
3. цель
4. результат
12.Формирование в сознании человека идеального образа того результата, которого он стремится достичь в результате деятельности, - это
1. объект
2. субъект
3. цель
4. результат
13. Для какой деятельности характерно воплощение результата в изменении социальных условий жизнедеятельности человека?
1. для материально - производственной
2. для социально- преобразовательной
3. для духовно- практической
4. для духовно - теоретической
14. Для какой деятельности характерно воплощение результата в конкретных предметах?
1. для материально - производственной
2. для социально- преобразовательной
3. для духовно- практической
4. для духовно - теоретической
15.Умственная деятельность , заключающаяся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними, называется
1. общением
2. игрой
3. коммуникацией
4. мышлением
16.Что является объективной материальной формой мышления?
1. ощущение
2. восприятие
3. представление
4. язык
17. Что из перечисленного является чувственной основой мышления?
1. обобщенность
2. опосредованность
3. ощущения
4. язык
18. Что является основным условием возникновения и развития мышления?
1. учет условий действия
2. обдумывание
3. планирование
4. практическая деятельность
19.Мысленное разложение целого на части - это
1. анализ
2. синтез
3. сравнение
4. конкретизация
20.Объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое - это
1. анализ
2. синтез
3. сравнение
4. конкретизация
21.Убеждение, что человек не властен изменить свою жизнь , присуще
1. фаталистам
2. пессимистам
3. скептикам
4. оптимистам
22.Убеждение, что ничего хорошего человеку ожидать не приходится , присуще
1. фаталистам
2. пессимистам
3. скептикам
4. оптимистам
23.Убеждения, что разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на земле, что все наши познания относительны и во всем нужно сомневаться, присущи
1. фаталистам
2. пессимистам
3. скептикам
4. оптимистам
24.Убеждение, что наш мир - лучше из миров, присуще
1. фаталистам
2. пессимистам
3. скептикам
4. оптимистам
25. Какую жизненную позицию занимают нонконформисты?
1. достаточно быть просто наблюдателем
2. следует влиять на развитие ситуации
3. всегда приспосабливаться к другим людям и обстоятельствам
4. иметь собственные убеждения и не бояться их отстаивать
26.Умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия называется
1. терпимостью
2. толерантностью
3. компромиссом
4. консенсусом
27.Веры ли суждения о самореализации?
А. Самореализация - это выявление и развитие индивидом личных способностей во всех сферах деятельности.
Б. Самореализация - это самоосуществление, т.е психический рост и созревание , пробуждение и проявление скрытых возможностей человека.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
28.Веры ли суждения о саморазвитии?
А. Саморазвитие - это сознательная деятельность человека , направленная на возможно более полную реализацию себя как личности?
Б. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности , идеалов и личностных установок.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
1. Человек — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств.
2. Индивид — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств
3. Индивидуальность — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств.
4. Отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к
его реальным особенностям — это
1) человек
2) индивид
3) индивидуальность
4) личность
5. Неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа
жизни, отличающее каждого из нас, — это
1) человек
2) индивид
3) индивидуальность
4) личность
6. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А) Мировоззрение — это устоявшаяся система взглядов на мир, на себя и
своё место в этом мире. Б) Мировоззрение — это процесс формирования личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. К числу основных элементов духовного мира можно отнести:
А) Духовные потребности, знание о природе, обществе, человеке. Б) Убеждения, ценности, способности, цели, которые человек ставит перед собой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Какое мировоззрение отрицает всё не признанное наукой?
1) научное
2) паранаучное
3) религиозное
4) атеистическое
9. Какое мировоззрение предполагает существование иного мира — духовного?
1) научное
2) паранаучное
3) религиозное
4) атеистическое
10. Кто из философов считал, что «сознательное стремится к моральному, а бессознательное — к аморальному»?
Э. Гартман
3. Фрейд
Б. Марков
Дж. Уиггинс
11. Процесс самопознания начинается с
1) самооценки
2) самоузнавания
3) самоисповеди
это
4) общения
12. Осмысление самого себя
1) самопознание
2) самоисповедь
3) творчество
4) общение
13. Способ, позволяющий дать оценку собственным действиям, поступкам и их результатам, — это
1) самопознание
2) самоисповедь
3) творчество
4) общение
14. Эмоциональное отношение человека к своему образу, к собственным качествам называется
1) самоузнаванием
2) самооценкой
3) самоисповедью
4) самоутверждением
15. Внешнее проявление деятельности человека, его отношение к обществу, другим людям, рассматриваемое с точки зрения нравственности и права, — это
1) самопознание
2) поведение
3) инстинкт
4) эмоция
16. Верны ли следующие суждения об инстинктах?
А) Инстинктами обладает не только человек, но и любой обитатель живого мира.
Б) Нашим поведением управляют прежде всего врождённые инстинкты.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Отрицательные эмоции — это
1) радость, удовольствие
2) голод, страх
3) любовь, дружба
4) печаль, разочарование
18. Положительные эмоции — это
1) радость, удовольствие
2) голод, страх
3) любовь, дружба
4) печаль, разочарование
19. Печаль и радость, раздражение и удовольствие — это
1) инстинкты
2) эмоции
3) чувства
4) поступки
20. К какому виду чувств принадлежит ответственное отношение к труду и учебе?
к практическим
к эстетическим
к интеллектуальным
к нравственным
21. К какому виду чувств относится понимание прекрасного?
1) к практическим
2) к эстетическим
3) к интеллектуальным
4) к нравственным
22. Кто из мыслителей понимал свободу как «право делать то, что разрешено, а не запрещено законом»?
1) Платон
2) Цицерон
3) Ш. Монтескье
4) Ж.-Ж. Руссо
23. Самостоятельность личности, выраженная в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями — это
1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность
24. Абсолютизация свободы воли, доведение её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорирование объективных условий и закономерностей, — это
1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность
25. Ограничителем свободы в обществе выступает:
1) поведение
2) обязанности
3) чувства
4) эмоции
26. Требования к поведению, выработанные обществом и закреплённые в правовых актах государства, — это
1) фатализм
2) права
3) обязанности
4) ответственность
27. Соблюдение правил дорожного движения — это
1) патриотизм
2) свобода
3) обязанность
4) волюнтаризм
1. В чём принципиальное отличие человека от животных?
1) в зависимости от природных условий
2) в подчинении физическим и биологическим условиям выживания
3) в стремлении к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты
4) в стремлении реализовать свои влечения и инстинкты
2. Верны ли следующие суждения о человеке?
А) Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты.
Б) Если человеческий детёныш формируется вне общества, к примеру среди зверей, он уподобляется зверю.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Потребность максимально обезопасить свою жизнь — это потребность
физиологическая
экзистенциальная
социальная
духовная
4. Потребность в достижении успехов и уходе от неудач, во взаимодействии и взаимоподдержке — это потребность
1) физиологическая
2) экзистенциальная
3) социальная
4) духовная
5. Потребность иметь жильё, предметы домашнего обихода, относится к потребностям
1) материальным
2) экзистенциальным
3) социальным
4) духовным
6. Потребность в ежегодных заграничных путешествиях относится к потребностям
1) повседневным
2) экзистенциальным
3) физиологическим
4) особенным
7. Особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью, — это
1) потребности
2) мотивы
3) убеждения
4) способности
8. Совокупность умственных способностей человека и умелое их применение в разных ситуациях называют
1) талантом
2) интеллектом
3) задатками
4) интересами
9. На уроке химии учитель показывает опыт. Субъектами этой деятельности являются
1) столы в аудитории, где проводятся занятия
2) учитель и лаборант
3) приборы для проведения опыта
4) ученики
10. К какому виду деятельности следует отнести создание при районных администрациях центров по обслуживанию одиноких людей преклонного возраста?
1) к хозяйственной
2) к политической
3) к социальной
4) к культурной
11. Что является критерием истинности мышления?
1) обдумывание
2) планирование
3) практическая деятельность
4) наблюдение
12. Мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений — это
1) анализ
2) синтез
3) абстрагирование
4) обобщение
13. Синтез — это
установление сходства и различия предметов и явлений
объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое
мысленное разложение целого на части
возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
14. Абстрагирование — это
1) установление сходства и различия предметов и явлений
2) объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое
3) процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего его познания
4) возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
15. Вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира, называется
1) суждением
2) рассуждением
3) дедукцией
4) умозаключением
16. Отражение существенных признаков предмета — это
1) понятие
2) понимание
3) суждение
4) умозаключение
17. Какое качество мыслительной деятельности проявляется в умении строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода?
1) последовательность ума
2) гибкость ума
3) самостоятельность ума
4) инертность ума
18. Какая жизненная позиция характерна для конформистов?
1) достаточно быть просто наблюдателем
2) следует влиять на развитие ситуации
3) всегда приспосабливаться к другим людям и обстоятельствам
4) иметь собственные убеждения и не бояться их отстаивать
19. Личность — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств
20. Существо, обладающее речью, мышлением, сознанием и нравственными качествами, — это
1) человек
2) индивид
3) индивидуальность
4) личность
21. Положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей, называется
1) девиацией
2) социализацией
3) социальным статусом
4) социальной ролью
22. При биологическом подходе изучение личности основывается на
1) изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру её свойств
2) изучении ее с точки зрения раннего приобретения опыта, генетических предпосылок и эволюционного развития
3) изучении социального окружения индивида и его воздействия на развитие личности
4) изучении процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности
23. Верны ли следующие определения духовного мира человека?
А) Духовный мир — это сознательная деятельность человека, направленная
на возможно более полную реализацию себя как личности. Б) Духовный мир — сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
24. Научное мировоззрение
1) предполагает существование иного мира — духовного
2) опирается на веру в сверхъестественное, основывает свои действия и поступки на одной из священных книг
3) признает решающее значение научных знаний в понимании мира
4) отрицает существование высших, не природных сил
25. Какое мировоззрение отстаивает резкие, кардинальные преобразования общества?
1) гуманистическое
2) человеконенавистническое
3) революционное
4) консервативное
26. Процесс осмысления человеком собственных возможностей, потребностей, своего места в обществе — это
1) самопознание
2) самоисповедь
3) творчество
4) общение
27. Сознательные действия, направленные на достижение определённых целей, — это
1) инстинкты
2) эмоции
3) чувства
4) поступки
28. К какому виду чувств относятся зависть, ревность, ненависть?
1) к практическим
2) к эстетическим
3) к интеллектуальным
4) к нравственным
29. Контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил — это
1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность
30. Верны ли следующие суждения о свободе?
А) Свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Б) Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1. Особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах,- это
1) Творчество
2) Познание
3) Общение
4) Свобода
2. Позиция философа, которая отрицает возможность достоверного познания окружающего мира, называется
1) Скептицизмом
2) Релятивизмом
3) Гностицизмом
4) Агностицизмом
3. Позиция философа, который утверждает, что в мире все относительно, называется
1) Скептицизмом
2) Релятивизмом
3) Гностицизмом
4) Агностицизмом
4. С каким суждением согласится агностик?
1) Человечество никогда не будет знать обо всем.
2) Все научные теории не являются полным и исчерпывающим знанием о действительности.
3) В науках существуют неразрешимые проблемы
4) «Вещь в себе» принципиально не может быть познана.
5. К какой форме чувственного познания следует отнести отражение разнообразных значимых для человека свойств окружающей среды?
1) К восприятию
2) К ощущению
3) К представлению
4) К воображению
6. К какой форме чувственного познания следует отнести отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств?
1) К восприятию
2) К ощущению
3) К представлению
4) К воображению
7.Наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении,- это
1) Восприятие
2) Ощущение
3) Представление
4) Интуиция
8. Какое свойство восприятия проявляется в его способности фиксировать постоянство формы, величины, цвета предмета?
1) Предметность
2) Целостность
3) Осмысленность
4) Константность
9. Верны ли следующие определения истины
А) Истина- понятие, обозначающее качественную характеристику мысли или суждения, которая позволяет считать их знанием.
Б)Истина- это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба определения
4) Оба определения не верны
10. Утверждение, не соответствующее истине, но при этом высказанное осознанно, называется
1) Ошибкой
2) Ложью
3) Заблуждением
4) Суждением
11. Заблуждение- это
1) Уклонение от истины, принимаемыми нами за истинное суждение
2) Утверждение, несоответствующее истине, но при этом высказанное осознано
3) Полное согласие слова и дела
4) Содержание человеческого сознания, соответствующее объективной реальности
12. К какому виду истины следует отнести несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание?
1) К аналитическому
2) К случайному
3) К абсолютному
4) К относительному
13. Верны ли следующие определения понятия «знания»?
А) Знание- это совокупность понятия теоретических построений и представлений.
Б) Знания- это способность выполнять действия, приобретенное в результате обучения или жизненной практики.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба определения
4) Оба определения не верны
14. Какие знания приобретаются людьми в ходе повседневной жизни и деятельности?
1) Научные
2) Обыденные
3) Паранаучные
4) Религиозные
15. Какие знания люди получают из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрологов?
1) Научные
2) Обыденные
3) Паранаучные
4) Религиозные
16. Научное знание- это
1) Сформулированные учеными законы развития природы и общества
2) Знание, которое приобретается людьми в ходе повседневной жизни и деятельности
3) Предсказание ясновидящих, экстрасенсов, астрологов
4) Принятие разумом неких вероятных утверждений за достоверное
17. Научные знания, полученные на основе опыта или наблюдения называются
1) Обыденно-практическими
2) Формализованными
3) Эмпирическими
4) Теоретическими
18. Какой метод, используемый в процессе эмпирического познания представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений?
1) Наблюдение
2) Эмпирическое описание
3) Эксперимент
4) Метод гипотезы
19. Метод, при котором процесс эмпирического познания осуществляется в строго определенных условиях,- это
1) Наблюдение
2) Эмпирическое описание
3) Эксперимент
4) Метод гипотезы
20. Эмпирическое описание. Это
1) Фиксация полученных сведений с помощью языковых средств или других знаковых форм
2) Целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений
3) Логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, выраженное особой системой понятий.
4) Выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых объясняют определенные эмпирические факты
21. Совокупность наук, изучающих общество в целом, называется
1) Социологией,
2) Историей
3) Обществознанием
4) Антропологией
22. Какая из перечисленных наук относится к социальным?
1) Социология
2) История
3) Культурология
4) Литературоведение
23. Наука, изучающая взаимоотношения возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, называется
1) Экономика
2) Социология
3) Политология
4) Антропология
24. Наука, изучающая феномен власти и отношения, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности, называется
1) Экономика
2) Социология
3) Политология
4) История
25. Первичным и элементарным методом социального познания является
1) Эксперимент
2) Наблюдение
3) Моделирование
4) Научное предвидение
26. Деятельность, осуществляемая в целях научного познания и состоящая в воздействии на изучаемый объект посредством специальных инструментов о приборов, называется
1) Эксперимент
2) Наблюдение
3) Моделирование
4) Научное предвидение
27. Метод познания, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития-это
1) Социальный эксперимент
2) Включенное наблюдений
3) Исторический метод
4) Научное предвидение
28. Особенностью какого метода познания является его конкретно-исторический характер
1) Социальный эксперимент
2) Включенное наблюдений
3) Исторический метод
4) Научное предвидение