Государство и гражданское общество. Проблема взаимодействия.

 

Гражданское общество - противовес государству. Государство всегда будет пытаться разрушить гражданское общество, а оно должно иметь силы противостоять этому. Основные группы, из которых состоит гражданское общество, должны сорганизовываться для эффективной защиты своих социальных интересов. Западу удалось найти баланс между «принципом коллективного блага, отстаиваемым абсолютистской государственностью, и принципом индивидуального блага, отстаиваемым третьим сословием».

Само слово «гражданин» характеризует личность, чья активность не сводится к выполнению семейных или служебных обязанностей, а предполагает политическое участие. Формы политического участия достаточно разнообразны. Это голосование, контакты с политиками, участие в митингах и демонстрациях, подписание петиций, отправление писем, членство в организациях, денежные взносы.

Выделяют четыре причины политического участия:

- чувство гражданской ответственности и долга;

- субъективная уверенность в эффективности участия;

- доверие граждан друг другу;

- объективная ситуация, подталкивающая людей вмешиваться в политические дела.

По мнению американского ученого А. Даунса, решение о политическом участии принимается тогда, когда «стоимость» от ожидаемых результатов превышает «цену» участия, то есть материальные, временные и психологические затраты на участие.

Среди критериев вовлеченности в политику выделяют:

1) интерес к политическим событиям;

2) озабоченность, то есть сознание важности политических событий;

3) информированность, то есть осведомленность о протекании политических процессов;

4) активность - прямое участие в политических действиях.

Уровень политического участия можно разделить на несколько подуровней. «Высший из них - «внимательная публика»: 1) неорганизованная аудитория, перед которой выступают политические лидеры; 2) организованная аудитория («группы давления»). Это, как правило, люди с высоким интеллектом и уровнем образования, которые способны самостоятельно разбираться в политических проблемах и не будут объектом манипуляции со стороны СМИ. Следующей, более многочисленной стратой (примерно 20%) является «мобилизуемая публика», которую можно мобилизовать для активного участия в политической жизни (митинги, демонстрации, различные формы давления). В тактику давления входит массовая пропаганда с целью изменения общественного мнения, лоббирование (влияние на политиков и должностных лиц в системе исполнительной власти), возбуждение судебных дел».

В заинтересованные группы входит примерно 25% людей. Это профсоюзы, национальные ассоциации производителей, союзы потребителей, экологические организации.

Деятельность заинтересованных групп имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Среди положительных можно отметить:

- социализация и рекрутирование граждан;

- артикуляция и аккумуляция интересов;

- дополнение официального представительства;

- средство разрешения конфликтов;

К отрицательным относят:

- неравномерность представления интересов;

- кристаллизация элиты;

- конкуренция групп и компромиссы, мешающие сбалансировать политику.

Выдвигают четыре критерия степени вовлечения в политическую деятельность:

1) Интерес к событиям;

2) Озабоченность - сознание важности политических событий;

3) Информированность;

4) Активность - прямое участие в осуществлении политики.

Вовлеченность населения в политическую деятельность зависит от профессиональных и экономических факторов, от уровня образования, мета жительства, возраста, пола.

Политологи сформулировали «законы участия»:

1) повышение уровня социоэкономического и культурного развития нации ведет к интенсификации гражданских установок людей;

2) рост доходов ведет к большему удовлетворению существующей политической системой.

Существуют причины отказа людей от политического участия. Оно может быть следствием апатии, вызванной убеждением, что затраты слишком велики по сравнению с выгодой или что «цена» участия вообще равна нулю. Апатия может быть положительной или отрицательной. В первом случае человек думает, что все будет хорошо и без его участия; во втором он считает, что ситуацию нельзя изменить к лучшему.

Причиной неучастия также может быть и аномия - отрицание самой политической и правовой основы общества, в котором живет человек.

Некоторым свойственно пассивное участие - заинтересованность в политических делах, которая не ведет ни к каким реальным результатам.

Качественное функционирование демократических институтов в любой стране мира предполагает правовое государство и эффективную деятельность институтов гражданского общества. В Конституции РФ, закрепившей общепризнанные демократические институты, обозначился вектор такого строительства. Между тем, ни у кого не вызывает сомнения, что на практике для становления правовой государственности предстоит пройти трудный и долгий путь, предполагающий решение множества задач. Анализ проблем правового взаимодействия гражданского общества и государства позволит решить наиболее важные из них и тем самым способствует менее болезненному прохождению этого периода.

При исследовании природы, структуры, закономерностей формирования гражданского общества, вопросов его взаимодействия с государством стоит обратиться к работам современных отечественных ученых-юристов: В.И. Авдийского, С.С. Алексеева, Т.А. Алексеевой, С.А. Авакьяна, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, А.И. Бобылева, К.С. Гаджиева, JI.T. Кривушина, С.Н. Кожевникова, Л.C. Мамута, О.В. Мартышина, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, B.C. Нерсесянца, В.Н. Руденко, В.А. Толстика, М.Х. Фарукшина, А.Ф. Черданцева, З.М. Черниловского, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина и других.