Задания уровня А3.

1. Какое утверждение представляет собой пример житейского знания?

1) «Не зная броду – не суйся в воду»

2) «Марс – планета физической энергии, воинственности и агрессивности»

3) «Рождённый под знаком Кипариса отличается аналитическим складом ума»

4) Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу.

2. Утверждение «Человеческое общество постоянно изменяется» является примером:

1) Гипотезы 2) представления 3) умозаключения 4) суждения

3. В стране Г. Получили распространение среднее и высшее образование, отсутствуют какие-либо ограничения правового характера при его получении. Экономическая доступность образования выражается в бесплатности образования и возмещении сопутствующих расходов. Реализуется принцип равных возможностей детей в осуществлении их права на образование. Какую тенденцию развития образования в стране Г. Иллюстрирует данный пример?

1) демократизацию 2) гуманизацию 3) гуманитаризацию 4) интернационализацию

4. Американский исследователь Г. Оверстрит отвечал, что « на формирование нашего сознания оказывают влияние 4 общественных института - пресса, радио, кино и реклама. Все перечисленные 4 вида составляют неотъемлемую часть культуры, которая отличается высокой технической совершенностью». Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что речь идёт о массовой культуре?

1) накапливает и транслирует социальный опыт

2) Представлена в продуктах материального и духовного труда

3) Характеризуется единством традиций и обновления

4) Распространяет стандартизированные духовные блага

5. Рокеры культивируют «мужской дух», жёсткость и прямоту межличностных отношений. В их представлении социальные отношения отличаются известным примитивизмом. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что рокеры являются субкультурным явлением?

1) Отражается в материальной и нематериальной формах

2) Характеризуется определённой изоляцией от иного культурного слоя

3) Является системой представлений о мире, ценностей, норм, общих для большинства людей

4) Характеризуется чувством единства и идентичности людей.

6. Создание и функционирование этой формы культуры практически неотделимо от повседневной жизни народа. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что речь идёт о народной культуре?

1) Является коллективной формой человеческой памяти

2) Обеспечивает духовное общение людей

3) Формирует систему ценностей и норм

4) Создаётся анонимными творцами.

7. В 1856 году английский инженер Г. Бессемер изобрёл для выплавки стали вращающуюся печь - конвертер. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что деятельность Г. Бессемера является творческой?

1) Характеризуется отходом от шаблонов и стандартов

2) Отличается подчинением целям, которые человек сам себе устанавливает

3) Характеризуется прямыми и побочными результатами

4) Отличается формированием образа того, ЧТО МОЖЕТ ОСУЩЕСТВИТЬСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЙСТВИЯ

8. У Антона был длинный раздвоенный на конце нос и выдвинутый вперёд чётко очерченный подбородок. Небольшие глаза смотрели с некоторой печалью и тревогой. Он не слишком заботился о своей причёске. Эмоциональность, настойчивость, сообразительность являлись отличительными четами его характера. Это описание характеризует Антона как

1) Индивидуальность 2) индивида 3) гражданина 4) личность

9. Какое утверждение представляет собой пример житейского знания?

1) Наследником Геба был Осирис, от которого трон перешёл к Гору, а его преемниками и служителями являлись фараоны

2) Аид владеет несметными человеческими душами и скрытыми в земле сокровищами

3) При постоянной температуре объём данной массы газа обратно пропорционален давлению

4) Если плохому суждено случиться – оно случится.

10. Политический деятель Р. Постоянно участвует в теле- и радиопередачах, посвящённых самым разным проблемам современной жизни. На вопрос, зачем Вы это делаете, политический деятель ответил: « Я испытываю потребность в общественном признании». Какой вид потребностей человека иллюстрирует данный пример?

1) материальные 2) социальные 3) познавательные 4) физиологические.

11. В стране Д. имеет место повышение роли образования, которое становится определяющим признаком социального статуса, творческого потенциала. Фундаментальные исследования, составляющие теоретическую основу научно-технического и социального развития, превращаются в приоритетные. Классовое деление уступает место профессиональному. Какой тип общества существует в стране Д.?

1) традиционное 2)закрытое 3)информационное 4) индустриальное.

12. Русский учёный лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников создал оригинальное учение о защите организмов от микробов. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что речь идёт о духовной деятельности?

1) является способом отношения человека к внешнему миру

2) характеризуется сознательной постановкой цели

3) Характеризуется созданием идей, образов, художественных и нравственных ценностей

4) отличается продуктивным, творческим характером.

13. В стране В. Система образования ориентирована на сотрудничество педагогов и учащихся, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка при выборе методов обучения, предоставление ученикам возможности выбора форм обучения. Какую тенденцию развития образования в стране В. Иллюстрирует данный пример?

1) гуманитаризацию 2) информатизацию 3) интернационализацию 4) гуманизацию

14. В статье, опубликованной в газете «С» отмечалось: «Для радиослушателей максимально привлекательно то доставляемое им удовольствие, которое возбуждает поверхностные эмоции и не подвергает испытанию умственные способности». Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что речь идёт о массовой культуре?

1) является особым способом наследования социальной информации

2) отличается наибольшей распространённостью и динамичностью

3) является системой духовных и материальных ценностей

4) отличается историческим характером.

15. Художник Э. Уорол создаёт картины с цветными вариациями консервных банок супа «Кэмпбелл», бутылок кока-колы или долларовых банкнот с серийными фотографиями М. Монро или Э. Пресли. Эти произведения подтверждают признание самого художника: стремление уподобиться некой машине тиражирования самых распространённых образцов действительности. Это пример культуры?

1) массовой 2) элитарной 3) народной 4) сельской

16. В стране Б. Социологической службой был произведён опрос совершеннолетних граждан: 20 лет и 60 лет. Был задан вопрос: «Какую функцию искусства вы считаете приоритетной?». Какой вывод можно сделать на основе приведённых данных?

1) Процент тех, кто в качестве приоритетной функции искусства рассматривает удовлетворение потребностей людей в наслаждении, выше среди 60-летних, чем 20-летних.

2) Опрошенные обеих групп в равной мере отмечают анализ состояния окружающего мира как приоритетную функцию искусства

return false">ссылка скрыта

3) Большинство опрошенных 60-летних указывают на восстановление в сфере духа, гармонии как приоритетной функции искусства

4) Треть опрошенных 20-летних считает, что формирование эстетических вкусов человека является приоритетной функцией искусства

17. В 60-е годы ХХ века молодёжное движение хиппи отрицало такие ценности как усердный труд, материальный успех, конформизм, политическую деятельность. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что хиппи являются представителями контркультуры?

1) характеризуется своим языком, особой модой, стилем поведения

2) отличается принадлежностью к определённой социальной группе

3) отличается созданием альтернативных форм общественного бытия

4) характеризуется разрушительным отношением к человеку и обществу

18. Утверждение: « Зевс похитил Европу, обернувшись быком», является примером знания

1) паранаучного 2) житейского 3) мифологического 4) научного

19. Перестройка, начавшаяся в 1985 году в СССР, служит примером деятельности:

1) прогностической 2) материально-производственной

3) социально-преобразовательной 4) познавательной

20. Это мировоззрение вырастает на базе мифологического и продолжает олицетворять силы природы в виде богов. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что речь идёт о религиозном мировоззрении?

1) определяет общую направленность личности

2) утверждает первенство духовного начала над естественным бытиём

3) обладает эмоциональной окраской

4) даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры.

21. Утверждение: « Рождённый под знаком Дуба отличается наблюдательностью и организаторскими способностями», является примером знания

1) мифологического 2) паранаучного 3) житейского 4) научного

22. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос родителей учащихся общеобразовательных школю Был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, должна давать школа детям?» Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы?

 

1) Одинаковые доли опрошенных считают, что школа должна давать детям опыт социального взаимодействия и профессиональную подготовку

2) Наибольшая доля опрошенных указывает на то, что школа должна давать детям помощь в развитии своих способностей

3) Мнение, что школа должна давать детям общекультурный кругозор, менее популярно среди опрошенных, чем мнение, что школа должна давать детям опыт социального взаимодействия.

4) Среди опрошенных больше тех, кто считает, что школа должна давать детям прочные знания по учебным предметам, чем тех, кто считает, что школа должна давать детям помощь в развитии своих способностей и профессиональную подготовку вместе взятых.

23. Утверждение: « Характер личности, её наклонности, возможная линия судьбы зависят от расположения небесных тел», является примером знания

1) житейского 2) паранаучного 3) рационального 4) художественного

24. В одной из статей газеты «Л» говорилось: « Обращённые к широкой публике рекламные объявления предлагают простые и ясные пути к счастью. Вот оно, совсем близко: стоит всего лишь купить жевательную резинку, шампунь, пылесос, телевизор… - и жизнь твоя станет сплошным праздником». Это пример проявления культуры:

1) массовой, 2) элитарной 3) народной 4) контркультуры

25. В стране К. проводится реформа образования, одним из направлений которой является повышение роли общественных наук в образовательном процессе. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует данный пример?

1) демократизацию 2) интернационализацию

3) гуманизацию 4) гуманитаризацию

26. Какой из приведённых ниже примеров относится к научному знанию?

1) «Лягушку видеть – плохая погода»

2) поэма Гомера «Илиада»

3) теория антропогенеза

4) «В цвету трава – косить пора»

27. В стране Г. Основным видом экспорта является сырьё, около 75% населения занято в сельском хозяйстве. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что в стране Г, существует традиционное общество?

1) отличается социальной дифференциацией

2) характеризуется саморегуляцией и относительной самостоятельностью

3) отличается низкой социальной мобильностью

4) характеризуется социальным взаимодействием

28. В стране С. Основным продуктом производства являются услуги, имеет место резкое повышение творческого потенциала в труде. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что в стране С, существует постиндустриальное общество?

1) характеризуется сложившейся совокупностью отношений между людьми

2) является формой организации деятельности людей

3) характеризуется производством материальных благ

4) отличается превращением знаний в главную социальную ценность

29. Открытие русским учёным Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов является примером деятельности:

1) ценностно-ориентировочной 2) прогностической

3) познавательной 4) материально-производственной

30. Появление этой формы культуры связано с образованием круга «избранных» - тех, кому такая культура доступна и кто выступает её носителем, - культурной элитой. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что речь идёт об элитарной культуре?

1) опережает на десятилетия уровень восприятия среднеобразованного человека

2) формирует условия и средства человеческого общения

3) выступает важнейшим фактором социализации индивида

4) развивает человеческие начала в людях

31. Политолог Н. анализирует перспективы современного мирового порядка. Какой вид деятельности иллюстрируется данным примером?

1) социально-преобразовательная 2) ценностно-ориентировочная

3) прогностическая 4) материально-производственная

32. Утверждение: « Как известно человек рождается со сферическим биополем» является примером знания:

1) научного 2) практического 3) житейского 4) паранаучного

33. Английские матросы говорили: « Чайка бродит по песку – моряку сулит тоску, и пока не влезет в воду – штормовую жди погоду». Этот пример иллюстрирует знание:

1) паранаучного 2) научного 3) житейского 4) художественного

34. В стране П. успешно реализуется система повышения квалификации кадров, создаются условия для быстрого переключения человека на новые или смежные виды работ, на использование современных технологий. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует данный пример?

1) демократизацию 2) вариативность 3) непрерывность 4) гуманитаризацию

35. Вывод: « С возрастом у многих людей начинает портиться характер» представляет собой результат:

1) художественного вымысла 2) экспериментальной проверки

3) паранаучного знания 4) обобщения житейского опыта.

36. В стране В. Обычаи играют решающую роль воспроизводстве устойчивых норм поведения людей, передающихся из поколения в поколение. Люди живут главным образом малыми сообществами, в которые они объединены через связи личного типа. Церковь и армия – главные социальные институты. Какой тип общества существует в стране?

1) индустриальное 2) традиционное 3) постиндустриальное 4) развитое

37. Утверждение « Соответствие правового образования учащихся современным потребностям личности, общества, государства может быть достигнуто, если осуществлять его системно, на основе гуманистических идей и принципов» является примером:

1) интуитивной догадки 2) гипотезы

2) экспериментально утверждённого факта 4) закона

38. В стране К. основным продуктом производства являются промышленные изделия. В сельском хозяйстве занято около 10% населения страны. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что в стране К. существует индустриальное общество?

1) создание необходимых условий для удовлетворения потребностей индивидов

2) Подвижность и открытость социальных структур

3) обеспечивает воспроизводство системы социальных отношений

4) устойчивость и целостность форм взаимодействия людей

39. Галина проявляет интерес к живописи. Она пользуется авторитетом среди сотрудников фирмы, являясь неформальным лидером. Эти качества характеризуют Галину как

1) профессионала 2) индивида 3) личность 4) гражданина

40. Наследники хиппи, калифорнийских молодёжных кампусов конца 60-х годов ХХ века носят длинные волосы, нательные крестики, затасканные штаны. Вместе с тем юноши и девушки облачаются также в индийские туники, украшают волосы цветами. Это пример культуры:

1) элитарной 2) массовой 3) субкультуры 4) народной

41. В стране А. имеют место высокая техническая оснащённость сферы материального производства, разрешение социальных конфликтов путём использование экономических рычагов и дипломатии, повышение социальной значимости социального планирования и регулирования. Какой тип общества существует в стране А.?

1) индустриальное 2) постиндустриальное 3) традиционное 4) доиндустриальное

42. В стране Ф. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какую из приобретенных потребностей Вы считаете наиболее значимой для человека?» Полученные результаты (в % от общего числа отвечающих) отражены в диаграмме.

Какой вывод можно сделать на основе данных?

1) На четвёртое место по популярности опрошенные поставили потребность к преодолению трудностей как наиболее значимую для человека.

2) Среди опрошенных больше тех , кто считает, что потребность в красоте и гармонии является наиболее значимой для человека, чем тех, кто указал на потребность в независимости в качестве наиболее значимой для человека.

3) Треть опрошенных высказались за потребность в самореализации как наиболее значимую для человека

4) Каждый шестой опрошенный считает, что потребность в уважении и признании является наиболее значимой для человека.

43. Антропоцентристское мировоззрение иллюстрируется следующим положением

1) «Весь земной мир и человек в нём – это момент неуклонного движения к Богу»

2) «Человек есть совокупность всех общественных отношений»

3) «Челок есть мыслящая вещь»

4) «Человек живёт вещами и существует лишь для космоса физических тел»

44. В одном из регионов учёные изучали состояние системы образования. Так, в рамках своего исследования они провели опрос выпускников общеобразовательных школ: девочек и мальчиков. Среди прочих был задан следующий вопрос: «что вас не устраивает в школе?» Полученные результаты (в % от общего числа отвечающих) отражены в таблице.

Варианты ответа Выпускники общеобразовательных школ
девочки мальчики
Взаимоотношения между учителями и учениками
Содержание и организация обучения
Состояние материально-технической базы
Затрудняюсь ответить

 

Какой вывод можно сделать на основе данных?

1) Опрошенные девочки в наибольшей степени не удовлетворены взаимоотношениями между учителями и учениками.

2) В равной мере обе группы опрошенных не удовлетворены организацией и содержанием обучения.

3) Наибольшую неудовлетворённость у обеих групп опрошенных вызывает состояние материально-технической базы

4) Опрошенные мальчики в меньшей степени, чем опрошенные девочки, затрудняются при ответе на вопрос.

45. Историческая наука изучается на основании исторических источников, с помощью источниковедения, специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что история является социальной наукой?

1) направлена на постижение истины

2) Выявляет закономерности в общественных процессах

3) способствует формированию мировоззрения человека

4) выстраивает знания в целостную систему

46. В середине 16 века в Московском государстве Иван 4 совместно с «Избранной Радой» провёл военную, губную, правовую, церковные реформы, а также реформу в области управления. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) материально-производственная 3) прогностическая

2) ценностно-ориентировочная 4) социально-преобразовательная.

47. Какой пример иллюстрирует реализацию принципа гуманизации образования?

1) администрация школы А. постоянно обновляет сайт своего образовательного учреждения

2) В школе Л. Активно внедряется система тестового контроля уровня подготовки учащихся

3) администрация школы Д. предоставила возможность учащимся выбрать факультативные занятия в соответствии с их интересами

4) изучение гуманитарных дисциплин в школе Г. осуществляется на профильном уровне.

48. В интервью одной из газет известный актёр театра и кино Д. утверждал, что он не может жить без сцены, постоянно испытывая потребность в творческой деятельности. Какой вид потребностей человека иллюстрирует данный пример?

1) духовные 2) социальные 3) биологические 4) ложные.

49. Какое утверждение является примером научного знания?

1) «Если во сне человек увидел ведро с водой, то его ждёт прибыль»

2) «Падение напряжения на участке цепи прямо пропорционально силе тока и электрическому сопротивлению участка»

3) «Прометей принёс людям свет знаний!»

4) «Если линия головы на ладони руки человека доходит до безымянного пальца, - это признак недалекого ума»

50. Количество последователей христианства в мире составляет 2 млрд человек. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что христианство представляет собой мировую религию?

1) обращена к представителям всех социальных групп

2) осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению

3) направлена на упорядочивание определённым образом помыслов, стремлений людей

4) способствует развитию основ культуры.